БАННЕР
Леонид Кияшко
Самый маленький город на Волге попал в кадры многих известных фильмов

Не только на полотнах Левитана, но и в кинокартинах увековечены удивительные виды Плеса. Правда, каждый раз город играл не свою, а чужую роль. В «Почти смешной истории» он был Древнегорском. На самом деле такого города нет, его выдумали киношники. Нет и Арбатова, с которого начинается действие романа «Золотой теленок». Современную его экранизацию, напомним, делали именно у нас. А в «Китайском сервизе» Плес называют Царицыным - так называли когда-то Волгоград.
От Протазанова до Рязанова
Плесу, если так можно сказать, доставались и главные, и эпизодические роли. Мы решили вспомнить их накануне Дня российского кино. Первым появлением города на экране можно считать «Бесприданницу», снятую Яковом Протазановым. В следующем году картина отметит восьмидесятилетний юбилей. Большую ее часть, как мы уже писали в рубрике «Год кино», сняли в Костроме, Калуге и Кинешме. Но лестницу на берегу Волги присмотрели именно плесскую. Судя по сохранившимся документам, режиссера интересовала в первую очередь судоходность реки, ширина русла, типы судов, которые по ней плавают.
Второй раз классику Островского экранизировал Эльдар Рязанов. Причем главную роль режиссер, по его собственным словам, дал... Волге. В кадрах «Жестокого романса» мелькают и города нашей области. Не только Плес. Жители Кинешмы с гордостью рассказывают, что в столичном киноцентре «Эльдар» есть ресторан, принадлежавший выдающемуся кинорежиссеру, и все в нем стилизовано под «Жестокий романс». Есть старинные карты участков Волги, а в меню значатся соленые грибочки «Кинешма». А кадры фильма «Минин и Пожарский», снятого Всеволодом Пудовкиным, украсили зал ресторана-пироговой «Печем-коптим» в Плесе.

Два главных героя
 «Минин и Пожарский» стал второй лентой, снятой в Плесе. Было это в предвоенные годы. Отличной декорацией для фильма о героях военного ополчения стала поляна на берегу реки Шохонки. «Справа и слева открываются обвораживающие душу пейзажи: высокие холмы, поросшие елями и березами, речка с ее мелодичным журчанием. Великолепен сосновый бор», - пишут в туристических путеводителях.
«В сороковые-роковые из-за войны и тяжелого послевоенного времени Плес выпал из внимания советских кинорежиссеров», - пишет «Плесский вестник». Но начиная с пятидесятых каждое десятилетие в свет выходил фильм, в кадрах которого отражались красоты волжской жемчужины.
С кадров, сделанных в Плесе, начинается шестисерийное киноповествование Евгения Карелова «Два капитана» по роману Вениамина Каверина. Узнаваемы в картине берега Волги, зеленые кручи и белые домики внизу. У нас снимали две первые серии фильма.
Время для комедий и трагедий
В 1959 году на экран вышла комедия «Девичья весна» режиссеров Вениамина Дормана и Генриха Оганесяна. По сюжету ансамбль с таким названием, вернувшись с зарубежных гастролей, отправляется на теплоходе в Горький. В одну из солисток влюбляется парень. Но билет на теплоход купить он не успевает, устраивается поваром... Фильм задуман для того, чтобы запечатлеть на пленке номера известного танцевального ансамбля «Березка». Трехпалубный теплоход с артистами две недели стоял в Плесе. Здесь снимали сцены на природе, в березовой и кедровой рощах. В Праге, к слову, картина получила на фестивале почетную премию за качество цветопередачи.
Следующая лента в кинолетописи Плеса была некомедийной.  «Великих голодранцев» творческая группа студии имени Горького снимала, показывая всю жестокость классовой схватки в деревне, роль комсомольцев 1920-х годов в борьбе за новую жизнь.
Город-сказка, город-мечта
«Знаете ли вы, где расположен Древнегорск? - обращаются к зрителям ведущие ТВЦ, раскрывая в одном из своих выпусков тайны съемок известных кинолент. - Находится он в Ивановской области. Только в жизни этот живописный городок называется Плес, а Древнегорск - его псевдоним для съемок кино. Именно там снимался старый и совершенно очаровательный фильм «Почти смешная история».
Историю любви двух немолодых людей, роли которых блистательно сыграли Михаил Глузский и Ольга Антонова, рассказанную «под музыку Вивальди, под старый клавесин», как в песне легендарных Никитиных, сейчас показывают нечасто. Но ждут фильм Петра Фоменко всегда с нетерпением. Для актрисы Ольги Антоновой (она сыграла Илларию), редко появлявшейся на экране, фильм стал настоящим подарком судьбы. Невероятной красоты Плес, где проходили съемки, и творческая обстановка сблизили ее с Людмилой Арининой, сыгравшей ее сестру Таисию. В жизни они тоже стали считать себя сестрами.
...В «Китайском сервизе», первом фильме, который снимали в Плесе уже не в советское время, все начинается с того, что от пристани Царицына вверх по Волге отправляется комфортабельный пароход «Святитель Николай». На борту парохода имеется казино, где всю дорогу идет игра в покер. Царицын, как мы уже сказали, - это наш Плес, а Саратов - Кинешма.
Почти Арбатов
...С Саратова, к слову, списали свой город Арбатов легендарные Ильф и Петров. Роль этого удивительного города в новой экранизации романа режиссера Ульяны Шилкиной сыграл наш волжский город. На улицах Плеса можно было запросто встретить Олега Меньшикова, Никиту Татаренкова, Андрея Девотченко, Дмитрия Назарова и других актеров. Эпизодические роли сыграли и знаменитости нашего региона, причем не только актеры театров.
Татаренков, который сыграл Балаганова, приглашал плесянок в массовку. У сотрудниц ресторана Плесского яхт-клуба он одолжил тельняшку, желая сниматься исключительно в ней.
Прибытие в город Остапа, которого играл Меньшиков, снимали не меньше полусотни раз. «Артист не показывал усталости. Но лошадь, которая должна была пробегать по площади, к концу дня просто вымоталась, даже пена изо рта шла», - рассказывают очевидцы съемок.
 «Плес настолько хорош, что воссоздает колорит эпохи. Так, разве что добавили несколько гипсовых фигур. На асфальт насыпали солому, чтоб было похоже, что там земля. На пивной площадке ресторана Плесского яхт-клуба установили транспарант, вписывающийся в концепцию фильма. Алая надпись «Пиво только в руки членов профсоюза» попала в кадр фильма…» - писали блогеры.
На площади стояла и знаменитая «Антилопа Гну». На машине, впрочем, никого не катали  по городу, потому что заводилась она через раз, постоянно ломаясь. Раритетное авто берегли как могли. После долгих съемок артисты отдыхали в яхт-клубе. Меньшикова угощали фирменным самогоном, салатом из овощей под йогуртовой заправкой, телятиной с белыми грибами, сицилийским супом. На съемки актеры заказывали пироги с капустой и яйцами, с визигой, телятину, морковный торт. «Каждое утро артисты непременно начинали с земляничного варенья, которое по такому случаю доставлялось из Орска в Плес банками», - писали блогеры.
Нашему корреспонденту Ольге Смирновой во время съемок удалось пообщаться с Олегом Меньшиковым. Правда, тогда она еще не знала, что станет журналистом.

«Первое интервью я
взяла у Меньшикова»
В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ
Летом 2005 года в Плесе снимали телесериал «Золотой теленок» с Олегом Меньшиковым в главной роли. На роли в эпизодах пригласили актеров Ивановского областного театра кукол Бориса Рубана и Александра Сердитова.
В дни съемок волжский город был совсем другим - не таким, как всегда. Декорации фильма так преобразили его, что казалось, это и не Плес вовсе. Тогда мне было пятнадцать, и я отдыхала в гостях у брата. Дом, в котором он жил, приглянулся съемочной группе. Двухэтажное здание из красного кирпича с полукруглыми окнами (бывшая пожарная часть), построенное в девятнадцатом веке, как нельзя лучше подходило для съемок.
Разносились голоса зазевавшихся прохожих. «Смотрите, там Меньшиков» - эта фраза произносилась каждые пять минут мужскими и женскими голосами. Многие специально приезжали в те дни в Плес, чтобы увидеть съемки и попросить автограф у артистов. Но охрана никого не пропускала на съемочную площадку. Нам повезло больше. Мы были в том самом доме, на который и была направлена камера. Тогда я еще собиралась стать археологом, и в мои планы не входило брать интервью. Но в тот день для меня изменилось многое.
Олег Меньшиков, который исполнял в фильме роль Остапа Бендера, сел в кресло, установленное перед домом, чтобы снять очередной дубль. На него навели свет, камеры, начались съемки. Какая-то сила заставила нас с братом приникнуть к окну. Оператор и режиссер даже не сразу заметили двух любопытных подростков. «Тихо, они вошли в кадр», - сказал режиссер. И мы поняли, что он говорит про нас. Съемки прекратились, а нас попросили подойти к режиссеру. Пришлось выслушать небольшую инструкцию. Но зато потом... было несколько минут, чтобы пообщаться с любимым артистом. Олег Меньшиков оставил нам автограф и сам начал разговор, спрашивал про историю дома и город. Вот тут мне пришла в голову мысль спросить его о съемках, о дальнейших планах. Я набралась смелости и сказала, что хочу взять интервью. Он улыбнулся и сказал, что у него никогда еще не брали интервью дети. Актер ответил на все мои вопросы. Наша беседа была короткой, но десять минут тогда показались вечностью. Через несколько дней мою статью опубликовали в «Рабочем крае».
Ольга СМИРНОВА

КИНОЛЕТОПИСЬ ПЛЕСА
В этом году на Ночь музеев в Плесе показывали отрывки из фильмов, которые снимали в этом городе. В кинолетописи волжской жемчужины не меньше десятка художественных фильмов, не считая документальных. Это «Минин и Пожарский» (1939), «Девичья весна» (1959), «Великие голодранцы» (1972), «Два капитана» (1976), «Почти смешная история» (1977), «Жестокий романс» (1984), «Провинциальный бенефис» (1993), «Китайский сервиз» (1999), «Золотой теленок» (2006)

Самые читаемые статьи

Леонид Кияшко

В родовом селе Рогозина свили гнездо аисты

Домом для краснокнижных птиц второй год становится водонапорная башня

Леонид Кияшко

Кататься на лодках только по правилам

После трагедии на Ладоге к водным прогулкам повышенное внимание

Леонид Кияшко

О кинешемской ловле на «язы»

и осетрах для государя московского