БАННЕР
Редакция РК
Комментарий члена Совета Федерации от Ивановской области

На заседании Совета Федерации 28 марта были одобрены изменения в Федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законопроект об изменениях был внесен в Госдуму Правительством России и активно обсуждался как в профессиональной среде, так и парламентариями обеих палат Федерального собрания.

После принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации закон поступает на подпись Президенту РФ. Между тем 31 марта Совет по правам человека при Президенте РФ предложил главе государства отклонить одобренный Советом Федерации законопроект о реформе местного самоуправления.

По мнению совета, закон фактически упраздняет установленную Конституцией двухуровневую систему организации местного самоуправления и предлагает одноуровневую модель.

В своем обращении к президенту члены Совета по правам человека отмечают: "Двухуровневая система является одним из важнейших достижений реформы местного самоуправления 2003 года, а одноуровневая модель является фиктивной формой организации местного самоуправления в муниципальном образовании (городском округе), органы которого фактически не будут подотчетны местному населению, а будут полностью подчинены региональным властям". Тем не менее 4 апреля Президент РФ данный закон подписал.

Редакция "РК" обратилась за комментарием к члену Совета Федерации от Ивановской области Владимиру БОЧКОВУ.

- Владимир Михайлович, в чем суть изменений, одобренных верхней палатой?

- В первую очередь они касаются правового статуса городского округа. Закон вводит понятие "административный центр городского округа".

Городской округ определяется как один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, где местное самоуправление осуществляет население непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления, которые могут иметь отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъекта РФ.

В качестве административного центра городского округа устанавливается населенный пункт, в котором находится представительный орган городского округа. При этом учитываются местные традиции и сложившаяся социальная инфраструктура.

Также закон закрепляет правила определения границ городского округа. При этом к территории городского округа относятся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли и земли для развития городского округа.

Особо отмечу, что изменение границ осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, а также и с учетом мнения населения муниципальных районов.

Кроме этого, закон предусматривает возможность объединять все поселения, входящие в муниципальный район, с городским округом, но также с согласия населения. При этом поселение, объединенное с городским округом, а также муниципальный район, в котором все поселения объединились с городским округом, утрачивают статус муниципальных образований.

И, наконец, закон устанавливает, что согласие населения на изменение статуса городского и сельского поселений выражается не путем голосования, а путем принятия решения представительными органами соответствующих муниципальных образований.

- Как вы считаете, не нарушит ли данный закон существующий баланс нормы представительства в поселении?

- Закон регулирует вопросы преобразования муниципальных образований, а с точки зрения представительства в органах местного самоуправления ничего не меняется, просто, если это поселение было представлено в органе муниципального района, теперь оно будет представлено в органе городского округа. Так что для населения с точки зрения представительства ничего не изменится, все его гарантии сохраняются.

- Не потеряется ли доступность депутатов населению?

- Это во многом зависит от деятельности региональных властей, которые могут увлечься процессом объединения, и тогда у них получится один городской округ на весь субъект.

Напомню, что в 2014 году был принят ФЗ № 136, который ввел два новых типа муниципальных образований: это городской округ с внутригородским делением и внутригородские муниципальные образования. Достигая цели концентрации и централизации финансовых ресурсов путем создания городского округа, можно избежать удаленности власти от населения путем преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением. Это позволит сформировать на уровне внутригородских муниципальных образований, которые были поселениями, представительные органы власти, а административные органы формировать на уровне всего городского округа. Таким образом, доступность депутатов населению не потеряется, а цель концентрации и централизации финансовых ресурсов будет достигнута.

- В чем заключается социально-экономическая значимость этого закона?

- В расширении вариативности правовых основ организации местного самоуправления. Может быть, в регионах еще не совсем понимают, что этот закон дает возможность иметь более эффективное экономическое управление. Он позволяет более эффективно решать многие вопросы, не уменьшая представительства населения, учитывая формулу создания внутригородского деления в составе городского округа и муниципальных образований.

Помимо этого, при консолидированном бюджете финансово-экономическое состояние на территории, где произойдет преобразование, неизбежно улучшится для тех муниципальных образований, у которых перспектив не было и нет. Те муниципальные образования, у которых не было и не будет доходной базы и которые были вынуждены, образно говоря, всегда стоять с протянутой рукой, смогут решать многие проблемы на уровне своих представительных органов внутри городского округа.

- Почему правозащитники утверждают, что возможность наделения статусом городского округа любых поселений, в том числе и сельских, противоречит логике муниципального развития?

- Объективно изменения в законе о местном самоуправлении направлены на укрепление государственной региональной политики, это не вызывает сомнений. Что касается бурной реакции, которую это закон вызвал в обществе, действительно была серьезная полемика в Госдуме, где не все проголосовали за данный закон. Беспокойство депутатов вызывает возможное бесконтрольное распоряжение землями, но это зависит от позиции региональных властей - конечно же, ни в коем случае не должно быть злоупотреблений.

А вообще, в 2003 году в Госдуме и Совете Федерации 131-й ФЗ принимался непросто - основная масса депутатов не понимала, для чего создавать двухуровневую систему организации местного самоуправления, но разработчики закона убеждали, что двухуровневая система - европейская традиция и нам нужно к этому стремиться. В итоге спустя 14 лет практика показала, что на многих территориях возникли конфликтные ситуации между руководителями различных уровней власти. По большому счету жизнь подсказала, что нужно возвращаться назад. Тем более новый закон дает право субъектам Федерации или возвращаться назад, к тому, что было, к примеру, в советское время, или же оставлять все так, как есть сегодня.

Самые читаемые статьи

Редакция РК

Архив решений мировых судей в системе КонсультантПлюс

Новый архив - это свыше 23 миллионов судебных актов по конкретным делам, принятым мировыми судьями

Редакция РК

Советы от КонсультантПлюс

Какие существуют льготы по оплате проезда детей?

Редакция РК

«Он меня учил в первую очередь своим примером»

Пять лет со дня кончины доктора исторических наук, профессора Ивановского государственного университета Николая Романовича Коровина

Леонид Кияшко

Домашний цветник

Растения, которые стоит посадить зимой