Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
В Иванове проходят встречи с семьями солдат, погибших в Афганистане и Чечне

Сейчас ивановцам, солдатам срочной службы, сложившим голову в Афганистане, было бы уже больше пятидесяти. Больше сорока лет было бы тем, кто погиб в Чечне. История не терпит сослагательных наклонений. Они навсегда останутся молодыми.

…Идут годы, постарели их матери, у некоторых подросли дети и даже внуки. Сейчас в Иванове вновь возрождается традиция встреч с семьями погибших, их проводит комитет солдатских матерей Ивановской области.

«Удивительно, но, несмотря на то, что прошло уже много десятилетий, люди,  никак не связанные с этой трагедией, боятся таких встреч. Почему? Когда мы только создали региональный комитет солдатских матерей в 2012 году (до этого они  существовали в Иванове и  Кохме. – Прим. автора), я сразу предложила проводить встречи с матерями и вдовами погибших, ведь им это очень нужно. Но пока все держится на энтузиазме немногих. У меня в списке значатся сорок пять человек, чьи близкие погибли на войне в Чечне и Афганистане. На самом деле их больше, и всем им нужна поддержка», - говорит Татьяна Бородкина, руководитель комитета.

Правды так и не узнала….

Эта мужественная и женщина не понаслышке знает о том, что такое беда. В Афганистане погиб ее супруг, потом – спустя десятилетия – ей пришлось искать сына в армии, вестей от него не было полгода. Пройдя вся испытания,  решила создать и возглавить региональный комитет солдатских матерей.

Со дня гибели ее мужа -  снайпера Андрея Селезнева - прошло 32 года. Но боль не утихает, а только лишь притупляется. Татьяна Викторовна до мельчайших деталей помнит все события того страшного времени, и до сих пор верит, что когда-нибудь ей расскажут правду о том, как погиб ее Андрей.

Сначала он служил в Бресте, Татьяна Викторовна была у него три раза – хотя приходилось не просто, на руках была маленькая дочка Юля. Тогда еще ничего не предвещало беды, никто и подумать не мог, что Андрея Селезнева перенаправят в Афганистан.

«Я провожала его туда, приехала к нему случайно и еще ничего не знала. Не могла предположить, что это наша последняя встреча. Я думала, что он у меня был десантником. А когда он погиб, я узнала, муж был снайпером, разведчиком. По версии, которую мне рассказали, они  в тот день пошли на задание, и его убил вражеский снайпер», - вспоминает Татьяна Викторовна. Однако все эти годы она слышала самые разные версии произошедшего.  До сих пор точно не знает, что же тогда произошло. И до сих пор ей кажется, что  он жив.

Татьяна Викторовна долго пыталась узнать, как и при каких обстоятельствах погиб ее Андрей. От сослуживцев она не раз слышала, что произошло это, потому что в тот раз командир повел их не той тропой, что обычно. Уже спустя годы, случайно листая фотографии в одноклассниках, Татьяна Викторовна увидела на чужой страничке фото мужа. По иронии судьбы, человек, разместивший фотографию, оказался тем самым командиром. Но даже он так и не смог рассказать, что произошло в тот страшный день.

«Когда я узнала о его гибели, я работала в детском саду, у нас должен был быть утренник, я завязывала деткам банты. Смотрю в окно – идет мужчина из профкома. Через полчаса заведующая детским садом подошла ко мне и говорит: «Тебя, Таня, вызывают на завод». Там у меня муж до армии работал. Я сразу почувствовала, но сама себе не верила. Осознала только когда увидела свекровь в черном платке. Я вообще тогда ничего не понимала, на похоронах особенно. Я уже ничего не боялась и резко повзрослела», - вспоминает Татьяна Викторовна.

Дедушка, который останется двадцатилетним

Сейчас у того самого Андрея Селезнева две взрослые внучки. Старшая - Карина Ляхова  - скоро заканчивает школу, решила поступать в военное училище. Она хорошо стреляет из винтовки -  тоже снайпер, как дедушка. Недавно она сдала нормы ГТО и получила золотой значок,  девочка состоит в патриотическом объединении «Ровесник».  Татьяна Викторовна поправляет саму себя: «Карина очень гордится дедушкой. Хотя какой же он дедушка? Конечно, язык не поворачивается назвать его так. Муж погиб, когда ему было двадцать лет…»

Орден Мужества (посмертно)

На встречу, которая состоялась на днях в комитете солдатских матерей, пришла и Татьяна Вячеславовна Веденина, мама Алексея Якушева. Отважный ивановец погиб в июле 1996 года в Чечне, когда ему было всего двадцать лет. Алеша служил в инженерно-саперных войсках.  Сейчас на школе в Шилыкове Лежневского района, в которой он учился, -  мемориальная доска.

Церемония открытия состоялась в прошлом году, вновь при поддержке комитета солдатских матерей. Наш земляк Алексей Якушев был награжден Указом Президента РФ орденом Мужества (посмертно). Когда командир привез ей награду сына, то произнес фразу, которую ей уже никогда не забыть: «Это - просто железка, и к ней ничего не прилагается…» Жестокая фраза не могла не ранить мать, только что потерявшую сына.

«Я вас больше не увижу»

Рассказала про своего сына Лидия Ивановна Лысова. Сейчас Константину Лысову было бы 56 лет. Он погиб в Афганистане - первый из Иванова. Ему было всего 18. Сначала попал в Витебск, но однажды ночью их часть подняли по тревоге и отправили в Афганистан.  «Сразу мне не сказали, что он погиб, обманывали. Я сейчас храню все его письма. Но особенно больно, что последнее его письмо забрали у меня военные. Сын, видимо, что-то чувствовал. В своем последнем письме он так и пишет: «Поздравляю вас всех с новым годом, но я вас больше не увижу. Летим самолетом, кормят шоколадом, когда прилетим, тогда и напишу». И больше он не написал», - вспоминает Лидия Ивановна.

Три недели военные не говорили матери, что сын в Афганистане погиб. Потом вызвали в районный военкомат вместе с соседкой. У Лидии Ивановны не осталось никого. «Как я его любила, когда он был маленький, возила на саночках сначала в один садик, потом в другой. В каретке такой маленькой плетеной. Учился Костя всегда хорошо. Был футболистом. Я сейчас все храню, что с ним связано, все его письма», - говорит она.

Татьяна Павловна Пучкова тоже осталась одна после гибели единственного сына в Афганистане. Александр Гаврилюк погиб 9 августа 1980-го, сейчас ему было бы 59 лет…

Руководитель комитета солдатских матерей Татьяна Бородкина уверена: кому, что на роду написано, такая судьба его и ждет. Рассказала, что знает много историй, когда люди проходили Чечню, Афганистан, возвращались и погибли здесь уже в мирное время. Особенно вспоминается ей один парень, который служил с ее мужем, - Андрей Магницкий. Тоже ивановец.  Татьяне Викторовне очень хотелось его найти. Позже она узнала, что после службы в Афганистане он поехал в Москву на свадьбу, и его там зарезали насмерть.

Когда материнское сердце неспокойно…

Сейчас в России нет горячих точек, а срочников не отправляют в «горячие точки», но материнское сердце всегда беспокоится о сыне. На встрече присутствовала и мама солдата, который проходил срочную службу совсем недавно - Татьяна Валентиновна Сухоносова. Ее сын Сергей всегда мечтал пойти в армию, в десантные войска. Попал служить в десант. Но командир роты, в которой служил Сергей, переусердствовал с военной подготовкой бойцов. Солдаты не справлялись с нагрузкой. Сергей вдруг начал волочить ногу, жаловался, что не может спать, очень сильно похудел. Татьяна Валентиновна пыталась попасть в часть, чтобы поговорить с командиром, но не получалось этого сделать.

Тогда она и обратилась в комитет солдатских матерей. Благодаря Татьяне Викторовне Бородкиной, удалось госпитализировать Сергея, ему провели МРТ, оказалось, что молодой человек из-за большой нагрузки, которая была недопустима,  потерял за месяц 13,5 килограммов. Из-за этого у парня образовалась межпозвоночная грыжа, у него начала отказывать правая нога. Его сначала хотели комиссовать, но мы приняли решение, что он дослужит. Потом его отправили в Подольск -  в военный госпиталь. Молодой человек регулярно выступал на всех войсковых концертах. Сейчас он профессиональный певец.

После службы Сергей Сухоносов стал продолжать помогать комитету солдатских матерей. Вместе с этой организацией он посещает воинские части и госпиталя, дает концерты. Ездили они в Москву, в Севастополь, в Подольск….

Полгода без весточки от сына

Татьяна Бородкина с горечью рассказывает еще одну свою историю: «Когда у меня пропал сын, я не знала к кому обратиться. Сначала пыталась найти его через военкомат, потом через учебную часть. Но письма не доходили. По закону мой сын мог и не служить в армии, ведь муж погиб в Афганистане. Но он все-таки пошел. Служил в Кронштадте, я ездила туда на присягу. Это была учебка. И вот его направили на Дальний Восток. Из Владивостока он написал мне, что находится на распределителе, и сказал, что напишет новый адрес в следующем письме. Но писем не было. Он говорит – я писал, а письма не доходили. Оказалось, что его направили после учебки на военный корабль. Поэтому и не доходили письма».

Наверное, поэтому Татьяна Викторовна так понимает всех мам, которые отправляют в армию сыновей. В комитете солдатских матерей помогают всем, кто сюда обращается – и словом, и делом.

«В армии нужно служить»

Не во всей воинский частях комитет солдатских матерей встречают приветливо, но потом понимают, что у них благие цели. А ведь важно наладить взаимодействовали с командованием, чтобы потом была возможность перевести бойца из части в часть, решить какую-то его  проблему.  Бывали случаи, когда Татьяна Викторовна за руку приводила ребят, которые самовольно оставляли войсковую часть.

У организации пока нет своего транспорта, а очень нужен – чтобы в любой момент доехать до той или иной части, чтобы навестить чью-то маму.

Четыре года подряд организация выигрывает гранты областного правительства. Один год они вручали подарки призывникам на сборных пунктах. Второй грант пошел на поездку в Севастополь на катер «Ивановец», где служат ивановские ребята. Организации удалось отвести туда мам солдат, и даже расписать в Севастополе одну будущую ивановскую пару. Тогда еще Крым входил в состав Украины, и пришлось улаживать много формальностей.  Татьяна Викторовна ездила в посольство России на Украине, чтобы организовать эту свадьбу.

Третий и четвертый раз гранты были потрачены на поездки в военные госпитали страны. Ездили они в окружной госпиталь в Подольске с родителями, прошлись по всем отделениям, вручили подарки ивановским ребятам, посмотрели, как идет лечение.

Татьяне Бородкиной пришлось многое пережить, но все же она убеждена: «Большинству наших ребят нравится служба, у многих их них уже есть планы, куда пойти работать после дембеля. Даже если возникают проблемы, я всегда  говорю мальчишкам – не спешите делать выводы, год – это всего лишь год.  Я считаю, что в армии нужно служить».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам