Надежда Николаевна Блохина ушла на войну в восемнадцать с половиной лет

На ее долю не выпало тяжких битв и великих подвигов. Но тягот и лишений досталось немало и тем, кто охранял рубежи Страны Советов на дальних окраинах. Вот ее рассказ – от первого лица.

«Я начинала свою службу в 19-м отдельном зенитном батальоне 7 июня 1943-го. То был теплый-теплый июньский день. Из Палеха нас отправили десять человек, еще двадцать - из Комсомольска. Отец был на фронте под Ленинградом, на Дороге жизни, а брата убили. И мама, провожая меня, потеряла сознание...

Из Иваново поездом отправили куда-то на север. Ехали мы долго, наконец прибыли в  Архангельск. Июнь месяц, а на Северной Двине – ледоход. Моста через реку не было, доски бросили прямо на глыбы льда и переправили нас. Как мы не утонули, не знаю.

Дальше нас на две недели определили в учебную роту. Изучали карабин, учились ползать по-пластунски – коленки были сбиты в кровь. А потом отправили на остров Ягра. Нас было там тринадцать человек - звукоулавливатель, прожектор и зенитчики.

Там я пробыла всю зиму. Редкая ночь выдавалась без тревог. Вот где-то слышно: самолет!  Я была слухач-корректировщик и должна была первой по визиру определить местоположение противника и передать прожектористу. Он направлял луч и «вел» самолет. Смотришь – раз! – и завернул обратно, ушел. Иногда и сбивали.

Ходили в караул в Архангельск. Ночь, мороз 42 градуса, стоишь у каких-то складов. Как это можно было выдержать девчонке? Обуваешь валенки – а их уже до тебя пять человек надевало, они мокрые. Портянки примерзали к ногам. Два часа стоишь в карауле, потом сменяешься, приходишь в караулку, снимаешь карабин и тут же, как была, ложишься спать.

Зима кончалась, и в марте 1945 года пришел приказ свернуть материальную часть, погрузить в вагоны и выехать – но куда? Никто не знал. И только когда прибыли в Пермь, поняли, что везут нас на Дальний Восток. На станции Зима погрузили в теплушки. Сорок человек, двойные нары, буржуйка и выломанная доска – вместо туалета. Так мы ехали целый месяц. Наконец выгрузились в городе Свободный – оборонять мост через Енисей, связывавший Запад и Восток.

День Победы я встречала на посту – и, услышав по радио московские новости, не сразу даже и поняла, что случилось. Еле дождалась, когда меня сменят, прибежала в землянку: «Вставайте, вставайте, Москва празднует Победу!». Вечером все побежали на танцы, а я в наряде… Очень было обидно.

Приказ о демобилизации пришел уже 16 февраля 1946 года. Домой я приехала, застала отца живого. Умер он через неделю. Похоронила отца и пошла устраиваться на работу. Окончила курсы бухгалтеров, меня взяли в управление сельского хозяйства статистом. Удачно вышла замуж, вырастила сына и дочь, отработала 43 года. Хорошую жизнь прожила. Вспоминать сейчас и интересно, и тяжело. Но что было, то было».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам