Начался капитальный ремонт железнодорожного участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
«Золотому кольцу России» - полвека

В конце шестидесятых годов прошлого века в Совет министров РСФСР была представлена справка следующего содержания: «Туристический маршрут, получивший название «Золотое кольцо», проходит по местам, которые представляют собой крупный комплекс памятников истории и культуры… Он расположен на территории пяти центральных областей России - Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской…» Таким образом, было положено начало созданию туристического маршрута «Золотое кольцо».

 

Первоначальный замысел

Сейчас мало кто помнит, что к его созданию приложило руку Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. В 1968 году оно отправило экспедицию по трассе будущего «Золотого кольца». Ее целью было собрать материал для рекомендаций по организации нового туристического маршрута.

Изначально идея заключалась в том, чтобы показать «большой исторический путь борьбы русского народа за свою независимость, против иноземного и классового порабощения, а также формирования национальной культуры». Иваново было поставлено в один ряд с такими древними русскими городами, как Загорск (ныне Сергиев Посад), Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

В феврале 1969 года «Неделя» (приложение к газете «Известия») ознакомила читателей с картой-схемой «Золотого Русского кольца». Название каждого города сопровождалось рисунком: Суздаль, Загорск, Ростов - культовыми постройками, древний Ярославль - нефтеперерабатывающим заводом, Кострома и Владимир - новостройками, а Иваново - зданием в стиле конструктивизма на проспекте Ленина, рядом с гостиницей «Советская». Здесь художник несколько поторопился, ибо открылась она в августе 1970 года. Впрочем, коробка, быть может, уже и стояла…

В проекте «Золотого кольца» текстильную столицу представляли следующим образом: «Иваново. Упоминается с семнадцатого века как промышленное село, где холщовый промысел служил основным источником существования для его жителей. С конца прошлого века становится крупным центром текстильной промышленности. Во время Иваново-Вознесенской стачки 1905 года здесь был создан Совет уполномоченных - первый в России Совет рабочих депутатов».

В орбиту маршрута «Золотого кольца» по Ивановской области были включены Холуй, Южа, Палех, Лух, Шуя, Дунилово, Калачево, Плес, Приволжск.

По замыслу Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, «Золотое кольцо» должно было вобрать в себя памятники, дающие представление о развитии русского государства, историко-революционные памятники, памятники боевой и трудовой славы. Здесь большая роль отводилась нашей области.

В Ивановском областном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры предложили подробный план экскурсий и поездок по местам первых маевок, подпольных большевистских типографий и конспиративных квартир, по мемориальным памятникам, связанным с жизнью и деятельностью М.В. Фрунзе, А.С. Бубнова, Д.А. Фурманова, Ф.А. Афанасьева.

 

Несбывшийся план

Так на маршруте появился туристический объект Иваново, который значился во всех путеводителях как «самый молодой город среди главных звеньев «Золотого кольца», имеющий в «истории рабочего класса и Советского государства большое значение». Проектировщики Гипрогора во второй половине семидесятых годов прошлого века предложили проект реконструкции центральной части города.

Предполагалось проложить главную магистраль через город по оврагу ручья Кокуй (журнал «Архитектура СССР» № 4, 1977 год). По этому проекту улица Смирнова должна была выходить на площадь Революции и далее на площадь Пушкина. В районе старого города, расположенном на запад от проектируемой магистрали, должен был разместиться новый центр города.

Однако проект не был принят. Намеченные мероприятия привели бы к сносу большого числа зданий исторической застройки. Но самое главное, будущая магистраль должна была пройти аккурат по… братской могиле рабочих, расстрелянных на Приказном мосту в 1915 году во время антивоенной демонстрации. Таким образом, останки погибших пришлось бы еще раз переносить в другое место. И это с учетом того, что на площади уже стоял монумент Борцам революции! Напомним, что первое перезахоронение прошло в августе 1924 года, тогда с Успенского кладбища перенесли «гробы с останками жертв расстрела» к месту их гибели. Ныне это место на площади Революции отмечено гранитным кубом из розового гранита.

Проектировщикам Гипрогора указали на недостатки и посоветовали «еще раз вернуться к поискам композиции и образа центра Иванова с учетом при этом богатого революционного наследия».

Ивановские древности

Туристический маршрут стал действовать с 1971 года. 17 января в Иваново прибыл первый автобус-экспресс с туристами из Москвы. С тех пор на улицах города можно было часто видеть туристические автобусы с надписями на борту «Спутник», «Турист», «Совтрансавто».

Иваново к тому времени прочно заняло в маршруте историко-революционную нишу. По городу проводилась обзорная полуторачасовая экскурсия. Из ивановских древностей упоминали, конечно же, Щудровскую палатку и деревянную Успенскую церковь. Оба здания преподносились как постройки семнадцатого века. Показывали туристам вотчинную контору Шереметевых, здания набойных корпусов, дом фабриканта Грачева, один из немногих памятников русского классицизма и ряд памятников раннего советского зодчества, возведенных в стиле конструктивизма.

В то время Щудровская палатка представляла собой печальное зрелище. Она стояла на задворках в окружении хозяйственных построек. Только что был откопан первый этаж, так называемый подклет. Яма, в которой находилось здание, постоянно была наполнена водой, плюс к этому неумелая реставрация привела к тому, что во второй половине восьмидесятых годов палатка пришла в аварийное состояние - рухнула часть стен и сводов.

Здание восстановили, но первый этаж пришлось закопать. Кстати, первоначально подход к палатке осуществлялся со стороны современной улицы Красногвардейской. Перед посетителями открывался фасад, наиболее насыщенный декоративными элементами. Крыльцо и высокая кровля придавали сооружению стройную законченность.

Что же касается сгоревшей «уникальной деревянной церкви, построенной без единого гвоздя», ее преподносили экскурсантам следующим образом: «Это церковь клетского типа, с которым мы уже познакомились в костромском Музее деревянного зодчества. Скромная постройка в Иванове интересна как памятник рядовой архитектуры своего времени». («Золотое кольцо России». М. 1984 год. Стр. 237).

То, что это была рядовая постройка, автор, конечно, лукавит. В книге А.В. Ополовникова «Русский Север», о русском деревянном зодчестве, ивановская церковь наряду с уникальными старинными деревянными сооружениями поставлена в один ряд. А вот что она построена «без единого гвоздя» - это миф. Безгвоздевые срубы были распространены и в Карелии, и в России, но сама отделка дома без гвоздей невозможна. Все элементы декора крепились коваными гвоздями штучного изготовления, которые в семнадцатом веке были очень дорогими. При этом нужно учесть, что Успенская церковь с места на место «переезжала» аж два раза! Однако развенчание мифа не делало архитектурную достопримечательность областного центра менее значимой.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам