Инвалидность – не приговор
Их на улице обгонит каждый. С клюшкой в руке, на костылях, искривляясь при ходьбе, едва перебирая полупарализованными ногами, они идут в магазины за продуктами, самые отчаянные едут на огороды, а домоседы вяжут кружева, шьют наряды на кукол, одежду на себя, рисуют, пишут стихи, а иные и… рожают. Вот в активности, в жажде жить, как все, быть полезными и нужными - их не догнать!
Каждой осенью весь зал, где проходят чаепития и встречи с интересными людьми, увешан поделками неугомонных инвалидов. Здесь же, в зале, за большим столом собираются инвалидные группы и обсуждают планы дальнейшей активности, преодолевают компьютерную безграмотность. А потом самые продвинутые отправляются в межобластные путешествия по «Золотому кольцу»: во Владимир, Суздаль, Кострому, Ярославль… Впечатлений - море! Так улыбаться и задорно смеяться могут только они - немощные, наполненные от таких поездок огромным зарядом бодрости. И болезни, беспощадный приговор «ты - инвалид» отступают. Всем бы так: не ныть, а жить, не плакать, а смеяться своим несчастьям в лицо… Судьбе наперекор. Да, им надо помогать. Не милостыней на углу или возле церкви, а целенаправленно - грантом, например, как это делают городская администрация и гордума. И тогда к инвалидному обществу подъезжает роскошный автобус и покалеченные жизнью люди, гремя клюшками, преодолевая природные немощи, взбираются в салон и весело рассаживаются по своим местам. Поехали! Оторваться от домашнего очага, быта, четырех стен - счастье для них, счастье для каждого. Не всегда такие люди могут выразить свои эмоции обычным способом: слова наезжают друг на друга, речь нарушена, но в повлажневших глазах всяк заметит у них сияние благодарности…
Вот и не так давно энтузиасты городского инвалидного общества сделали марш-бросок на автобусе в древнюю Шую и в Палех… Сколько интересного ожидало их! Ведь на этот раз они поехали в самую настоящую сказку… Автобус плавно тронулся в путь, а гид уже начала свой рассказ о том, как рождался Иваново-Вознесенск и как потом потерял половину названия. Как крепостные, оказавшись на воле, стали наперекор обстоятельствам состоятельными и знатными.
- Это про нас, непосед, - заметила сидящая рядом попутчица, - сколько сил и энергии, смекалки бывшие крепостные, надо думать, приложили, чтобы не сидеть на месте, а организовать свое дело.
Мелькают постройки, деревья, поля: Ясюниха, Кохма, Китово, Шуя… А гид меж тем продолжила разговор о меценатстве, о том, как возводились храмы, развивались ремесла, льноводство, создавалась мануфактура, как шаг за шагом из домов льняное производство перебралось в фабричные корпуса. Не оставила без внимания и причины революционных волнений: видимо, власть денег и тогда разделила бедных и богатых на два противоположных лагеря.
- Не в деньгах счастье, - скажет мне потом на остановке пожилой мужчина. Правильно президент сказал, что в гробу карманов нет…
А вот и сказочный Палех. Перед нами здесь побывали китайцы, вьетнамцы, корейцы… Уезжали - восторженные! Таких чудес, признавались они сотрудникам музеев, они нигде на свете еще не видели. Древние иконы, уникальные, великолепно расписанные мастерами шкатулки… «Снегурочка», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Суд пионеров над Бабой-ягой», «Штурм Измаила»… Есть здесь и шкатулки с изображением «отца народов» И.В. Сталина. При виде их инвалиды оживились:
- А как же они здесь оказались?.. Их же, наверное, отсылали вождю…
- Все правильно, отсылали, - пояснила экскурсовод, - но эти шкатулки со своим изображением Сталин дарил музеям Москвы, а после разоблачения культа дарственные шкатулки прислали в Палех.
- А про космос есть? - неожиданно спросила бодро шагнувшая вперед М.В. Половникова, бывший преподаватель Ивановского химинститута.
– И про космос есть, - пояснила старший научный сотрудник музея Е.А. Симонова, - и назвала несколько работ палехских живописцев, связанных со Вселенной. Замечу, кстати, что самой М.В. Половниковой девяносто лет. Держится подтянуто, даже спортивно, хотя и с клюшкой в руке. Так уж получилось, что в их семье родились четыре сестры и все вышли замуж за военных: одна - за моряка, вторая - за летчика, третья - за танкиста, а Мария Васильевна - за пехотинца. Все четверо мужей сестер воевали, двое погибли, а со своим пехотинцем М.В. Половникова уже в мирное время дошагала аж до самой крайней точки СССР в Туркмении - до знойной Кушки, где высится огромный каменный крест, обозначавший границы бывшей царской империи. И сейчас Мария Васильевна, несмотря на возраст, впереди всех: с удовольствием выступает перед молодежью. Неудивительно, что любимая и трагичная для ее семьи тема - Великая Отечественная…
Среди инвалидов нельзя было не обратить внимания на Л.П. Горикову. В прошлом году Людмила Павловна отметила свой юбилей - 75 лет. А по одежде не скажешь! Супермодель пожилого человека, да и только! Сама закупает ткани, сама шьет себе и людям на радость. Более ста моделей платьев пошила. Сам Вячеслав Зайцев отдыхает! Десять, кстати, на свой юбилей подарила знакомым женщинам. И все разные: японочка, китаяночка, мадам Брошкина…
- А сейчас на вас как называется костюм? - интересуются попутчики в автобусе.
- Пока не придумала, - отвечает задорно Людмила Павловна. Ей тут же на помощь приходит М.В. Половникова:
- А-ля-ковбой…
Все дружно и одобрительно, по-доброму, смеются. Значит, название принято друзьями. Незаметно время экскурсии подошло к концу. Пора из палехской сказки возвращаться на нашу грешную землю. Садимся в автобус - уставшие, но довольные и переполненные впечатлениями. Едем в Шую, где всех ждет удивительный рассказ нашего гида про древний город. А впереди – жизнь: совсем не инвалидная, без слез и сетований - обычная, как и у всех. Попробуйте догнать инвалидов. Не получится!
Виктор МАРТЬЯНОВ