Парк имени Революции 1905 года приглашает ивановцев на весенние субботники
8 работ из Ивановской области стали победителями II межрегионального конкурса
Соревнования являются одними из крупнейших в России
Открыта запись подростков в профильный лагерь 
Четвертая волна обновления оборудания в школьных столовых
20 теннисных столов передадут в детские дошкольные учреждения областного центра
Петра Великого упрашивали не увозить в столицу империи оригинал

Сегодня празднуют день Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Святыня появилась ровно три с половиной века назад, но до наших дней она не сохранилась. Была утрачена в первые годы советской власти. Правда, остались списки. Один хранится в Эрмитаже. Известно, что Петр Великий заезжал в Шую перед Персидским походом, чтобы посмотреть на нее.

Икона привела императора в восторг и, как говорится в преданиях, дала ему сил, а потому образ он решил забрать. Шуяне пали на колени и молили государя оставить им святыню. Объясняли, что она дает защиту городу. Писали ее после эпидемии моровой язвы, унесшей в середине семнадцатого века жизни половины горожан...

Мгновенного исцеления, как указывают летописи, образ не дал. С его появлением эпидемия даже усилилась, так что «был страх великий, ужас и печаль». Но вскоре шуяне пошли на поправку. Стали говорить и о прочих чудесах. Эту и другие истории, связанные со знаменитой иконой, напомнили «Прогулки по городу», которые, как мы уже писали, впервые провели в Шуе в прошлом году. Темой экскурсии стала история одного памятника.

Специалист историко-художественного и мемориального музея им. М.В. Фрунзе Наталья Позднякова рассказала о Воскресенском соборе и утраченной его святыне. Еще по дороге к храму она поведала, что Смоленскую икону шуяне просили написать Герасима Иконникова. Писал он ее неделю, а как только закончил, понял, что положение младенца на руках у Богоматери вдруг стало совершенно иным. Мастер подправил образ по канону, но все повторилось. И еще не раз. Тогда и решили, что «икона сама себя написала», и отнесли ее в храм, а как только поставили на место, стены озарились ярким светом. Так говорится в «Сказании о чудесах, бывших от Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери». Эту старинную рукопись перевел и издал шуйский священник Евлампий Правдин.

Отличие образа в том, что правая рука Иисуса Христа держит символ судеб всего мира - свиток Божественного Писания, - опираясь локтем на обнаженную, высоко поднятую и согнутую в колене правую ногу так, что свиток находится против лика Предвечного Младенца. Левой ладонью Спаситель прикрывает пятку своей правой ноги.

В «Сказании...» указывается, что народ стал приносить сребреники, кто сколько мог, на украшение новонаписанной святой иконы. Рассказывая про диковинное украшение иконы, Наталья Позднякова зачитывает нам описание реликвии из книги «История города Шуи в фотографиях»:

«Чудотворная икона Шуйско-Смоленской Божьей Матери имела две ризы. Первая - жемчужная, украшенная бриллиантами и другими драгоценными камнями, имела бриллиантовый фермуар и пять бриллиантовых звезд. Крупного и мелкого жемчуга в ризе было 5 фунтов 36 золотников; камней бриллиантовых (кроме мелких осыпных) - 794, изумрудов - 21, алмазов - 75, яхонтов разного цвета - 204, а также около 1 тыс. финиститов и аметистов. Риза эта оценивалась в 40 тыс. рублей серебром. Вторая риза была повседневная, серебряно-позолоченая: венцы на Спасителе и Божьей Матери были украшены крупным жемчугом и разными драгаценными камнями. В ней был 1 пуд 6 фунтов серебра, 140 золотников золота; оценивалась в 2150 рублей серебром».

Неудивительно, что на такую икону положили глаз власти, изымая по всей стране церковные ценности. Впрочем, куда исчезла шуйская реликвия, точно никто теперь не ответит. Остались только ее списки. Один хранится в Воскресенском соборе.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам