БАННЕР
Елена Новикова
Кто они, современные мотоциклисты?

«Мотоциклист несется у автовокзала, а слышно его на Минской улице», - на полном серьезе говорят горожане. Редкий прохожий, а уж автомобилист тем более, не замечает двухколесного на дороге. Водители откровенно называют мотоциклистов раздражающим фактором. В ходу еще одна хлесткая характеристика: «всадник без головы».

Почему мотоциклисты заслуживают больше порицания, чем восхищения со стороны общества? Кто сегодня садится в седло байка? Какие истории - трагические и трагикомические - происходят с мотогонщиками? И столько стоит получить права для управления двухколесным видом транспорта?

«Всадники без головы»

Жизнь подкидывает примеры дикого поведения мотоциклистов почти каждый день. 15-летний парень решил произвести сильное впечатление на свою подругу. Он пошел в родительский гараж, взял ключи от мотоцикла отца, вывез его, вскочил в седло и помчался со своей 17-летней избранницей по вечернему городу. Сложный перекресток Куконковых - П. Большевикова он решил проскочить на красный свет и, конечно, попал в переделку: влетел в микроавтобус с людьми.

Водитель маршрутки как раз поворачивал на зеленый сигнал дополнительной секции. Наездник вылетел из седла и отлетел от мотоцикла на несколько метров. Его подруга тоже покалечилась. Травмы головы, которые получили влюбленные, как говорят медики, не проходят бесследно. Они непременно дадут о себе знать в будущем.   

Заметим, что это не первый случай за нынешнее лето, когда 15-летние садятся за руль. Ровно месяц назад 15-летний школьник катался по городу на мопеде и на улице Любимова, у больницы, врезался в автомобиль. Мопед ему одолжил друг - такой же юнец, у которого ни прав, ни опыта управления в городских условиях, конечно, нет. Всего таких случая было три.  

Ругать и осуждать подростков бессмысленно уже только потому, что мы сами, взрослые, не контролируем ситуацию. Правильнее даже будет сказать, не хотим ее контролировать. Да еще и подаем дурной пример детям, и этим учим их избегать ответственности.

Вот типичное поведение «всадника без головы», который в действительности мог без нее остаться. Мотоциклист (мужчина 50 лет) прямо перед машиной скорой помощи угодил в аварию. Врач сразу же оказал ему первую помощь и увез в одну из городских больниц. Мужчина с тяжелыми травмами некоторое время пробыл в медицинском учреждении. Ему сделали несколько операций. А потом он исчез. Как позже выяснилось, сбежал из больницы. Оказалось, у него не было водительского удостоверения соответствующей категории. А к тому же в момент аварии он был пьян и  просто испугался ответственности.

Скутеристом быть невыгодно

Условно всех двухколесных можно разделить на две категории. Это «серьезные пацаны» на дорогих скоростных мотоциклах (те самые ребята, которые ставят на уши весь город) и любители прокатиться с ветерком на дребезжащих мопедах. Последних, к слову, поубавилось, заметили?

Закон четко определяет, что такое мопед и скутер. Это транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч. Они имеют двигатель с объемом, не превышающим 50 куб. см. Управлять скутерами и мопедами могут те, кому уже есть 16 лет и у кого есть водительское удостоверение с открытой категорией «М» или «А1». Это полноправные водители, и они несут ответственность за нарушения ПДД наравне с водителями других категорий. То есть если ранее водитель скутера практически за любое нарушение правил дорожного движения привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ (это штраф 800 рублей), то сейчас он платит за нарушения наравне со всеми.

К примеру, не предоставил преимущества пешеходу на «зебре» - 1500 рублей. Проехал на запрещающий сигнал светофора - 1000 рублей.

Изменения в законодательстве повлияли на то, что мопедов и скутеров на дорогах Иванова стало меньше. Одно время их отлавливали инспекторы  ДПС во время специализированных рейдов и выписывали 5-тысячный штраф тем, у кого нет прав.

Поэтому часть потенциальных мопедистов пересела на велосипеды. По цене они дешевле, да и учиться в автошколе и потом сдавать экзамен в ГИБДД не нужно. А вот чтобы стать мотоциклистом, нужно учиться и пройти испытание экзаменом. 

Права есть. Дуновения в городе нет

Мы поинтересовались в ивановских автошколах, кто сегодня учится на мотоциклистов. Среди посетителей автокурсов есть все возрастные категории: молодые парни, самодостаточные мужчины средних лет, которые имеют люксовые автомобили, пенсионеры и даже женщины до 40 лет. Цели у всех, правда, разные. Кому-то ездить на дачу и в путешествия. Кому-то - для личного удовольствия и хобби.

Стоимость курсов в среднем 12 тысяч рублей. В группе по 15-20 человек. Занятия по теории чередуются с практическими упражнениями на площадке. На практику отводят 18 часов. Это всего девять занятий. Самое заковыристое  упражнение - сложное маневрирование.

Экзамены на право управления посетители автокурсов сдают весьма успешно. Почти все с первого раза. Этому есть объяснение: курсант должен выучить и сдать теоретическую часть экзамена и практическую, как будущий водитель легкового автомобиля. Но он сдает только упражнения на площадке. Сложный «город» в практическую часть мотоциклистов не входит. Поэтому когда мотоциклист с правами выезжает в город, он как минимум теряется. Ведь не ощутил во время учебы в автошколе его «дуновения».

Это одна из основных причин аварий с байкерами. А вторая причина - бравада, которая даже самого скромного и спокойного айтишника в седле хорошего мощного мотоцикла превращает в ярого гонщика.  

 

ВРЕЗКА 1

С января по август только в Иванове случилось 106 ДТП с участием мотоциклистов. Это аварии как с пострадавшими, так и без них, только с материальным ущербом.  Для сравнения: в аналогичный период прошлого года аварий было почти в три раза меньше - 45. Один человек погиб, 19 покалечились. Мопедисты попали в девять ДТП, погибших нет, травмы у семерых. В прошлом году аварий с их участием было больше - 15.

 

***

Мотоцикл без лица и без обуви

Мы расспросили инспекторов ГИБДД об основных нарушениях мотоциклистов. Вот какая картина получилась:

- управление без государственных регистрационных знаков (мотоцикл без лица),

- управление без водительского удостоверения соответствующей категории,

- управление в состоянии алкогольного опьянения,

- превышение скоростного режима движения,

- выезд на встречную полосу движения или движение по выделенной полосе,

- управление без мотошлема.

Часто техническое состояние мотоцикла далеко от идеала. Нередко имеют место такие технеисправности, как неработающие световые приборы, абсолютно лысая резина (мотоцикл без обуви).

Многие водители не являются владельцами мототранспорта, а берут покататься у знакомых. Навыков управления не имеют. В этом случае водителю грозит штраф до 15 000 рублей, а «другу», предоставившему мотоцикл, - 30 000 рублей. Мотоцикл забирают и размещают на платную штрафстоянку.

Если водитель находился в состоянии опьянения, то ему грозит штраф 30 000 рублей с лишением права управления. А «другу» за передачу транспорта пьяному гражданину - штраф 30 000 рублей с лишением права управления. Об этом рассказали в Центре дорожного и технического надзора, пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Ивановской области.

Самые читаемые статьи

Ольга Смирнова

Все, что нам нужно - это «4Love»

О четверке не из Ливерпуля, а из Русского Манчестера

Юлия Малинина

«Главное лекарство - это врач!»

Ивановский госпиталь ветеранов войн: травматология-ортопедия, реабилитация портреты пациентов

Редакция РК

Лестница в небо

13 октября исполняется 10 лет со дня смерти замечательного ивановского журналиста, рабкраевца, а также поэта, композитора и музыканта Андрея Удалова

Алена Королева

К победе без ограничений

Региональный чемпионат «Абилимпикс» стартовал в Иванове