Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Журналист "РК" сделал несколько упражнений на новом тренировочном комплексе

Пока они на дежурстве, город и область могут спать спокойно. Все, кто знает мужественных и самоотверженных сотрудников областного поисково-спасательного отряда, уверены: их специальность не просто профессия, это - призвание. На счету каждая секунда, а потому они действуют без промедления. Их будни – не только выезды на происшествия, но и ежедневное шлифование навыков.

Никогда не знаешь, что ждет тебя в смене, поэтому готовым надо быть ко всему. Месяц назад в Ивановском областном поисково-спасательном отряде появился новый тренировочный комплекс. Означает ли это, что число сохраненных жизней удастся увеличить? Безусловно. Ведь особенно тяжело именно в учении. Несколько упражнений доверили сделать и корреспонденту «Рабочего края». Но обо всем по порядку.

О комплексе

Тринадцать этапов разной сложности. На пятиметровой эстакаде отрабатывается спасение человека на высоте. Самые интересные испытания требуют применения специального оборудования – гидравлических инструментов с разными насадками, бензорезов. В комплексе есть так называемая пьяная плита, которую невозможно зафиксировать, она «ходит» во всех направлениях. При обрушении дома плита может встать как угодно, нужно ее зафиксировать так, чтобы была возможность пролезть под ней и извлечь пострадавшего из-под завала. На базе Ивановского областного поисково-спасательного отряда этот уникальный по своей сути полигон для отработки базовых и редких упражнений удалось создать за несколько месяцев. Каждый элемент комплекса тщательно продумывался всеми сотрудниками. В мае этого года, когда начальник областного аварийно-спасательного отряда Алексей Милушкин только принял эту должность, на базе отряда была только эстакада.

«Здесь собран общий многолетний опыт, есть еще разные задумки, со временем в комплексе появятся новые конструкции. Мы собираемся сделать имитацию окна, для того чтобы тренироваться залезать в форточку. Ведь и отработка этого навыка постоянно требуется для спасения жизней», - говорит он.

Конструкции появлялись постепенно, сначала ничего не было, только плиты да куски гравия. Нужно было все убрать и выровнять. Спасатели сами засыпали поверхность песком и битым кирпичом.

Последняя конструкция, которая была установлена, - «Пьяная плита».
Алексей Милушкин вспоминает, что делали ее неделю - сварили, вывесили и подвесили,  а затем обварили и края плиты. Дело в том, что если ее оставить так, то бетон начнет крошиться и очень быстро придет в негодность. Вес этой плиты - около двух тонн. Края не должны оббиваться, иначе со временем их сложно будет зацепить гидравлическим инструментом.

Есть в комплексе специальные колодцы, куда можно спуститься за манекеном, тренировочная площадка для спасения людей в автомобильных авариях и многое другое. При управлении по обеспечению безопасности населения Ивановской области есть аттестационная комиссия, которая обязывает каждого спасателя и пожарного получить квалификацию и подтверждать ее через каждые три года. Кроме того, раз в полгода все они  сдают практические зачеты.

Поэтому такой комплекс необходим. Раньше проверки тоже проводили, но на более низком уровне. Теперь возросла сложность – а значит, должно повыситься и мастерство. Первый зачет на новом комплексе пройдет уже через месяц.

Когда пространство ограничено

Смена начинается в восемь и длится ровно сутки.  Мне довелось работать в первой смене под руководством Марата Сиббагатулина, спасателя 1-го класса. Но слово «работать» в своем отношении я могу применить только условно. О том, насколько тяжело дается каждое действие, поняла лишь в процессе выполнение упражнений. Моего наставника в городе знают многие, пожалуй, он один из самых харизматичных и смелых спасателей, с кем мне пришлось познакомиться за многолетний опыт сотрудничества с управлением. Он инструктирует меня, рассказывает о технике безопасности и помогает облачиться в специальную боевую форму. Она сшита из ткани, выдерживающей даже огонь. А это особенно важно при работе на пожарах. Конечно, формы моего размера в отряде не оказалось, но это не беда. Моя основная задача - понять, насколько тяжел труд спасателя, а им приходится работать в самых разных условиях. Пока Марат помогает мне надеть форму и каску, другой спасатель - Станислав Никитин объясняет, что нужно делать при первом упражнении. Конструкция представляет собой плиту, преграждающую путь. Нужно ее отодвинуть, чтобы спасатель мог пробраться дальше - в следующее помещение. Звучит интересно: в ограниченном пространстве нужно сдвинуть плиту специальным гидравлическим инструментом. Для этого по технике безопасности необходимо лечь справа или слева от гидравлического инструмента – мы не знаем, что ждет нас за бетонной плитой, поэтому надо быть чрезвычайно аккуратным.

Специально для меня это задание сильно упростили. Что ж, посмотрим, смогу ли я поднять хотя бы гидравлический инструмент, ведь весит он больше двадцати килограммов. Задание выполняют втроем. Один сотрудник постоянно находится рядом с аварийно-спасательным автомобилем и подает давление, двое – идут в замкнутое пространство. Станислав Никитин, с которым я работаю в паре, успокаивает – он поможет и подскажет, что нужно делать.

Ползем с ним по туннелю и видим препятствие – плиту, которую нужно отодвинуть. Даже лежать крайне неудобно, а еще приходится постоянно перемещать гидравлический инструмент. Для него предусмотрено несколько насадок. В этом упражнении нужны разжим-кусачки -  с одной стороны, они работают на разжимание, а с другой - как ножницы. Сначала я разжимала и отодвигала плиту, а потом перекусывала металлическую трубу. С горем пополам и только при помощи Станислава через несколько минут мне удается закрепить инструмент в небольшом зазоре на плите. Знаком (палец вверх) показываем коллеге, который отвечает за подачу гидравлической жидкости, что пора дать давление. Начинается работа. Миллиметр за миллиметром плита начинает отодвигаться. Но насадка эта не самая длинная. Необходимо использовать так называемые проставки. Обычно они делаются из подручных материалов. Если их нет, то можно распилить дерево. Если нет деревьев, можно вырезать бензорезом арматуру. Алексей Милушкин объясняет мне, что всегда находится какой-то вариант.

Выполнять это упражнение нужно лежа – так требует техника безопасности. Да и в принципе в замкнутом пространстве трудно распрямиться. Нужно лечь либо слева, либо справа от гидравлического инструмента: ведь что-то может отломиться и отлететь. Сами кусачки имеют свойство ломаться. По физиологии человек в полусогнутом состоянии может провести не так много времени. Ноги затекают, а надо не только сделать проход, но и идти дальше. Через этот проход нужно будет потом нести человека.

Обычно спасателями используется задымление. Дым быстро заполняет весь тоннель. Ведь часто бывает так, что на месте происшествия случаются возгорания, нужно быть готовым ко всему. Чисто теоретически за этой плитой спасателя может ждать все, что угодно. Меня же попросили просто сдвинуть плиту, но это оказалось невероятно сложно. Даже при помощи опытного наставника Станислава Никитина удается это с трудом. Но все же удается. Правда, времени трачу гораздо больше, чем нужно. Перекусываю металлическую балку и бегу дальше.

Нужно пробежать по горке, забраться в колодцы, стоящие очень близко друг к другу, чтобы увеличить сложность. Как объяснил мне потом Алексей Милушкин, комплекс рассчитан на физическую выносливость. Горки, шины и колодцы на полосе препятствия сбивают дыхание. Нужно постоянно замедляться и ускоряться.

После колодцев меня ждет препятствие из автомобильных шин. Пол в помещении, где приходится работать спасателю, может быть поврежден. У него теряется ориентация. Нужно смотреть не только под ноги, но и вперед, чтобы не наступить, не провалиться, не упасть.

Бегу обратно. «Полный неуд», - с улыбкой оглашает мне вердикт Алексей Владимирович. А Марат Сиббагатулин верил в меня, даже пообещал руководителю отряда: «Она не совсем… новичок». Кажется, он употребил тогда именно это слово.

После «Пьяной плиты» - в трубу

Второе упражнение называется «Пьяная плита». Участвует несколько человек. Кто-то стоит на гидравлике, подает давление. Здесь тоже ограниченный проход. Но если в первом упражнении плита стоит жестко, то в этом  - висит. По идее, нужно не просто подставить под нее лом, а  застопорить ее и спереди, и сзади для того, чтобы спокойно проползти под ней. Используем все тот же гидравлический инструмент, на этот раз с насадкой «большой разжим». Благодаря моим наставникам удается установить плиту. «Надо понимать, что наверху две тонны. Если ты неправильно ее застопорил, то всё», - говорит Алексей Милушкин. Никто не знает, что там ждет дальше. После плиты нужно залезть в шестиметровую трубу. Когда я ползла, спасатели стали по ней стучать - признаюсь честно, это было весьма неожиданно, но не остановило меня на пути. Они создавали определенные шумовые эффекты, так как на происшествии могут быть какие угодно звуки, спасателя ничто не должно отвлекать. «У некоторых людей есть боязнь ограниченного пространства, и шумовые эффекты могут дезориентировать человека. А если там будет задымление, когда ничего не видно, то особенно. Это вселяет панику и ужас», - говорит Марат Сиббагатулин. Затем снова бегу в колодцы и снова в шины.

Если регулярно отрабатывать умения тренироваться, то подобных неожиданностей будет все меньше и меньше. Но мне кажется сложным все. Моим наставникам удается выполнять аналогичные действия в считаные секунды. К слову, у Марата сразу несколько специализаций. Он -  промышленный альпинист, тракторист-машинист, водитель, взрывник, парашютист, радиотелеграфист, аквалангист, судоводитель маломерного судна. У каждого сотрудника – своя специализация. Мой напарник Станислав Никитин - мастер по взлому самых разных замков. На происшествии могут пригодиться все навыки.

И первая высота….

Пожалуй, самое интересное ждало на эстакаде. Снимаю боевую форму и облачаюсь в более легкую - готовлюсь к своим первым в жизни спуску и подъему. Мой наставник в этом упражнении - Алексей Карпук, спасатель, у него второй разряд по альпинизму, и он КМС по скалолазанию. «Люди делятся на два типа: те, кого страх останавливает, и те, кого он мотивирует к действию. Я отношусь ко вторым. Страх меня только подстегивает», - говорит этот целеустремленный молодой человек. Алексей - выпускник школы авиаторов «Высота», теперь покоряет свои высоты. Конечно же, мечтает о новых. Со спасателями он шесть лет подряд ездил на соревнования  уровня ЦФО. Но официально работает в спасательном отряде только год. Вспоминает, что раньше в шутку его называли кандидатом, иногда он помогал спасателям в поиске потерявшихся людей, дежурил в сменах, ездил с ними на соревнования. Смог добиться поставленной цели и сам стал спасателем.

Алексей помогает мне выполнить основные упражнения -  спуск и подъем. Они обязательны для всех спасателей, впервые проходящих аттестацию. Затем задача усложняется. Во время спуска и подъема используется специальная система для промышленного альпинизма, которая так и называется, промальпсистема. Алексей показывает мне карабины различного типажа. Интересно, что все они российского производства. С увлечением рассказывает про спусковые устройства – они тоже бывают разные, например гри-гри, восьмерка.

Перед тем как впервые спуститься, нужно узнать об узлах. Спасатель вяжет его сам – только так можно гарантировать безопасность. Все, кто сдает на первоначальный класс спасателя, должны знать несколько узлов. Булинь, восьмерка, стремя, австрийский проводник. Алексей показал мне булинь  - он нужен для того, чтобы привязываться где-то, что и было нам нужно в данном случае. Восьмерка - универсальный узел, он вяжется на конце веревки, чтобы человек не пролетел. Она используется для связывания двух веревок. Австрийский проводник используется для изменения направления веревки. «Спасатель должен знать минимальный набор узлов – начиная с узла, которым можно закрепить веревку на катамаране, и заканчивая тем, чтобы связать носилки. Знания используются при любых происшествиях. Веревкой можно закрепить машину при ДТП, если она находится в нестабильном состоянии», - рассказывает он. Спуск проходит легко. А вот подъем мне дается с большим усилием. Я забиралась по зацепкам, это имитация естественного рельефа. «Как ни странно, многие люди, которые не боятся высоты, начинают паниковать, когда их вывешивают на веревках», - говорит спасатель.

По сути, мы всего лишь сделали перемещение из точки А в точку Б и обратно. А на сдаче нормативов будет необходимо доставить пострадавшего. Нужно спуститься к человеку, оценить его состояние, грамотно поднять наверх.

Алексей Карпук вспоминает несколько недавних случаев, когда пришлось применять промальпсистему. Во время его смены пятилетний ребенок запер себя на засов и уснул. Никто не мог до него достучаться. Это был шестой этаж восьмиэтажного дома. Алексей спускался по штурмовке и делал из веревок страхующее устройство. Аккуратно подломил балконную раму ломиком. Ребенок мирно спал и никак не отреагировал на спасателя. Был и другой случай, когда девочка заперла на балконе бабушку, а обратно открыть дверь не смогла.

«Работа спасателя очень творческая. Каждый день не похож на предыдущий. Даже одна и та же дверь может привести к чему-то новому» - красиво и образно размышляет Алексей Карпук.

 

Зачеты раз в полгода

Спасателям надо тренироваться. Без этого - никуда. Существует процесс обучения - зимний и летний периоды. По их окончании нужно сдать зачет по специальной и физической подготовке. Спецподготовка подразумевает ряд знаний – техники безопасности, медицины.

Все спасатели имеют несколько специальностей. Смены формируются с учетом деятельности каждого человека и согласно их психоэмоциональным качествам. Каждое утро проводятся построение, развод, постановка задач. Руководит построением сам Алексей Владимирович Милушкин. Всякий день на своей смене спасатели принимают технику, проверяют ее. Так начинается любой рабочий день, и никто точно не знает, что он принесет. Хорошо, когда у спасателей нет вызовов, это значит, что в регионе все спокойно. Но если где-то беда, они бросают все и спешат на помощь. В легендарном фильме «Список Шиндлера» есть фраза: спасая одну жизнь, мы спасаем весь мир. Целый мир сотрудники Ивановского спасательного отряда спасают ежедневно.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам