13 октября исполняется 10 лет со дня смерти замечательного ивановского журналиста, рабкраевца, а также поэта, композитора и музыканта Андрея Удалова

Трудно поверить, что мы целое десятилетие живем без него, не слышим его голос и музыку, не читаем его статьи.  Однако помним и любим. Сегодня об Андрее УДАЛОВЕ вспоминают коллеги-журналисты.

Наверное, в данном случае надо пояснить заголовок. Андрей уходил в иной мир под песню Led Zeppelin «Stairway to Heaven» («Лестница в небо»)...

Лариса Шубина: «Его афоризмы пересыпаются

звонкими камушками в нашей речи»

Когда идешь или едешь по городу, взгляд невольно останавливается на нелепицах и несуразицах. «Предприятие «Промхолод». Строим бани» или «Рыба от производителя». «Хорошо-о-о… - отмечаешь про себя, словно карандашиком подчеркиваешь, и тут - будто засевшая в мозгу заноза, - сказать бы Андрею…»

Да, никто не мог так молниеносно выуживать примелькавшуюся глупость окружающей действительности, так бесшабашно ее препарировать и так мастерски приправлять остро-юмористическое журналистское блюдо совершенно непредсказуемыми и сугубо оригинальными метафорами и сравнениями, как Андрей Удалов. Казалось, силой своего таланта он вовлек в эту смехотворную игру всех окружающих: ему постоянно несли нелепые этикетки, упаковки, рассказывали о забавных вывесках и рекламе. Неунывающий, легкий в общении, сыплющий словечками вроде «чувак» и «напупырить», на незнакомца он, вероятно, мог бы даже произвести впечатление человека беспроблемного и легковесного, что было бы глубоко ошибочно. Просто на все жизненные неприятности, коих у него было немало, Андрей умел смотреть сквозь призму юмора и частенько смеялся не только над окружающим, но и над собой. Выписавшись из больницы, например, до колик в животах слушателей рассказывал о том, как пациентов заставляли драить пол в коридоре, после чего, не дав ему даже просохнуть как следует, бригада строителей его попросту разобрала, чтобы настелить новый. На чуть ли не по-бурлацки слезный стон «а зачем же мы его тогда мыли?» последовал спокойный и логичный ответ – «трудотерапия».

Впрочем, дар смешить людей был лишь одной из ипостасей ивановского журналиста Андрея Удалова, настоящего, серьезного и вдумчивого. Он пришел в журналистику не от школьной парты зеленым и сомневающимся в своем призвании юношей, а поработав на заводе, набравшись жизненного опыта, осознав и осмыслив свое предназначение. Он мог прекрасно справиться с любой темой и любым заданием редакции. Когда этого требовала совесть, из белого и пушистого он превращался в колючего и принципиального. Например, однажды, разговаривая по телефону с человеком, о котором нелицеприятно отзывался в своей статье, на возмущенное «я хочу посмотреть Вам в глаза» тут же парировал: «А вы что, окулист?»

Но он никогда не был злым и безжалостным, никогда не искал скандальной славы. Наверное, именно поэтому ему всегда замечательно удавались интервью с гастролирующими в Иванове артистами. Звезды не только с удовольствием отвечали на его умные, интересные и корректные вопросы, но и фотографировались с ним в панибратских позах, давали не формальные, а развернутые душевные и искренние автографы. Он мог пробраться сквозь любые кордоны билетеров и охранников и общался со своими интервьюируемыми исключительно на равных. Впрочем, он был и их коллегой.

Вторым призванием Андрея была музыка. Он играл на гитаре и губной гармошке. В составе ивановских групп и на журналистских междусобойчиках. Играл как жил – с удовольствием. Любил хорошие инструменты, но мог как истинный виртуоз где-нибудь на вечеринке, взяв чужую расстроенную и «раздолбанную» гитару, тут же с помощью ловких манипуляций, а то и столовой вилки придать ей вполне приличное звучание. Однажды две музы Андрея объединились – и в свет под рубрикой «Про рок в своем отечестве» вышла серия статей об ивановских музыкантах и коллективах, фактически ставшая своеобразной летописью.

Своеобразной потому, что это не застывшая форма, а исключительно живое повествование. Впрочем, частенько оброненные Андреем невзначай фразы были так лаконичны и емки, что тут же подхватывались и продолжали жить в журналистской среде, превратившись в афоризмы. Они и сейчас звонкими камушками пересыпаются в речи его коллег, вызывая светлые и добрые воспоминания.

Михаил Смирнов: «Он был

Народным журналистом Российской Федерации...»

Свой стиль, своя манера, свой голос, свой строй письма и конструкции-обороты со словечками – иногда на грани фола. Таким его узнали и таким полюбили многочисленные читатели и почитатели, которые уже не разделяли, где Андрей Удалов, где Федор Стратокастер, а где Остап Фендер или Беремглой Небокроев. Он был большой мастер придумывать себе псевдонимы.

Я работал с Андреем в нескольких изданиях, которые имел счастье или несчастье редактировать, – в «Буднях», «Рабочем крае», историческом журнале «Наша родина – Иваново-Вознесенск», и сохранил о нашем сотрудничестве самые добрые воспоминания.

Но не добренькие. С Андрюхой работалось легко и светло, но не всегда просто. Увы, он пил. И пил много, особенно в последние годы своей короткой жизни. Это убивало его (и убило-таки!). Разумеется, вредило работе. Но почему-то не наносило никакого урона его таланту и душевным качествам. Редкий случай, когда водка, погубив тело, не загубила душу, которая оставалась чистой и светлой до последних дней. Полагаю, что таковой она остается и в иных мирах.

Андрей был скромен, непритязателен и круг своих жизненных потребностей очерчивал совсем небольшой. «Что мне нужно в жизни? - спрашивал он сам себя и тут же отвечал. - Пиво, студень и Интернет!». При этом, конечно, лукавил, потому как любил свою работу, семью, друзей, а одиночество и непонимание окружающих переносил плохо. А говорил так, потому что был начисто лишен пафосности и гордыни. Хотя профессиональную гордость имел и, коли надо, умел отстоять (но не навязать!) свою точку зрения. Он легко сходился с людьми и быстро очаровывал их своей незлобивостью и почти детской наивностью. Хорошо вписывался в любые коллективы, где работал – и как человек, и как журналист. Последнее даже странно: казалось бы, неформальный, насыщенный образами афористичный стиль письма Удалова должен был плохо сочетаться с декларируемой консервативностью «Рабочего края». А вот поди ж ты, никого из рабкраевцев так не любили читатели, как Андрея! И консервативные, и передовые – всякие. Когда праздновали столетие «РК» (в 2005-м году) и журналисты один за другим выходили на сцену Дворца текстильщиков - при появлении Андрея Удалова битком набитый читателями большой  зал взорвался аплодисментами. Это была овация! И это была настоящая народная любовь. У актеров есть всяческие звания - «Заслуженный артист», «Народный артист». Журналисты этим обделены. Да и ладно. Главное, я знаю: Андрей был самым настоящим Народным журналистом Российской Федерации. В этом звании пребывает и «за гробом»...

Ирина Мирная: «Дружба и музыка,

искренность и творчество - соль жизни...»

Когда Андрей Удалов умер, очень многие определили: он был выдающийся журналист. Другие сказали еще более громко: ушел гениальный пишущий рок-музыкант.

Какая ему теперь разница! Плывет себе, летает наш Андрей где-нибудь над нами  и удивляется: как мы тут себя на земле тратим и  смешно барахтаемся в своей нелепой мирской суете...

Где он там? Как? Играет ли на невидимой флейточке неземную музыку? Или строчит (как он смешно говорил: «муру пупырит») воздушным пером кому-то очень нужные метафоры - такие ли они, как были, смешные до ужаса и длинные-длинные, как импровизации гениального гитариста?

Наверное, о нем еще напишут. Оценят. Воздадут.

Андрюшу при жизни хвалили немного. Такие вот мы  щедрые... Чаще ругали, справедливо, конечно, за житейское ругали. А он по жизни был не жадным. Знаю музыканта, которого он называл гением - в статьях и не только. Называл честно-искренне, как считал. Таким же был и когда подвергал критике.

Даже «ругал» он... смешно,  никогда не изливая саркастического журналистского яда и, словно извиняясь перед друзьями-музыкантами за критику, по-детски бесхитростно уходил в смех, выложенный в его статьях километровыми сравнениями и образами. Дружба и музыка, искренность и творчество - это его кредо, соль жизни…

15 октября в 14.00 в областном центре культуры и творчества (ул. Карла Маркса, 62/107, бывший ДК железнодорожников) состоится открытие XI межрегионального фестиваля-конкурса рок-музыки «Осенний рок-марафон». Его тоже связывают с именем Андрея Удалова.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам