«Ах, какие корабли!». Это восклицание, оброненное прошлой осенью Юрием Марушкиным на выставке в «Классике», где Эдуард Донцов представлял крымские пейзажи из своей коллекции, стало отправной точкой для нынешней экспозиции.

В прошлую пятницу в Новой галерее художественного музея (пр. Ленина, 33) в рамках проекта «Частная коллекция» открылась выставка «Куда уходят корабли…».

Представлены на ней живопись и графика известных советских и в том числе ивановских художников: Михаила Уткина, Михаила Агеева, Александра Кротова, Игоря Спирина, Константина Григорьянца, Германа Максимова, Станислава Дюпинского. Хронологические рамки работ – от 1910-го до 80-х годов. Самая ранняя работа - пейзаж Константина Григорьянца «Черное море. Крым», которая, по признанию Эдуарда Донцова, стала одной из первых картин в его коллекции и положила начало формированию «морской серии».

По замыслу организаторов, экспозиция состоит из несколько тематических разделов. Основной – это величественные «портреты» кораблей, крупным планом, в доках. Будничная, суровая трудовая тема. Металлические гиганты, похожие на викингов, первых мореплавателей, ненадолго заглянувших к родным берегам: передохнуть, подлататься и вновь отправиться в самое сердце водной стихии.

Море, вечно манящая даль - это еще один раздел экспозиции. Спокойная бухта Гурзуфа О. Бетехтина, неистовая крымская гроза Марка Малютина, манящий берег Артека Михаила Агеева, этюды Ф. Ступникова и утренний прилив С. Ярового… Непостижимая, притягательная стихия, постоянная в своей изменчивости, зыбкая, но грозная. Именно туда стремятся от земной тверди корабли: вновь вступить в противодействие двух гигантов, снова померяются силами – кто выстоит, кто окажется великодушнее?..

Но нам, смотрящим в морскую даль с берега, не видно этой борьбы. Корабли представляются нам маленькими белыми точками, навевающим романтическое настроение. Есть на выставке и такие, курортные работы, прогретые солнцем добела. И все же организаторы не забыли, что выставка проходит в середине октября: в этом контексте особенно актуальными выглядят лаконичная работа Михаила Агеева «Пляж опустел» и настроенческий этюд Александра Кротова «Осенний пляж», на котором отдыхающие ловят лучи солнца, укутавшись в пальто.

Отдельного внимания заслуживают работы двух кинешемских художников - Льва Успенского и Станислава Дюпинского. Для Успенского, служившего на Балтике, прожившего жизнь на берегах великой русской реки, волжский пейзаж был лабораторией творческих поисков. Это стремление постичь полноводную, величественную красоту Волги ощущается и в работах, представленных на выставке в Новой галерее. В творчестве его земляка, Станислава Дюпинского, много места занимал Русский Север – и здесь мы видим другие моря, другой, более суровый труд кораблей.

На этой выставке нет случайных, проходных работ – как нет двух повторяющихся морских пейзажей, двух одинаковых историй о корабельных странствиях. Приходите!

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам