БАННЕР
Леонид Кияшко
Фестивальные скульптуры могут сделать арт-объектами Сочи

Эта композиция впечатляет не только размерами, но и числом элементов, которых в ней больше тысячи. Столько же людей, представляющих практически все регионы мира, лепило их своими руками. И не исключено, что скульптуры из глины переведут и в бронзу.

Творческий проект «Глина без границ» стал одним из самых массовых на Всемирном фестивале молодежи и студентов, который недавно прошел в Сочи. Каждому участнику фестиваля представили возможность взять в руки кусочек глины и сделать что-то, что выражает его чувства. Оставить память.

Кто-то лепил родной узор, кто-то фигурку, а кто-то и макет памятника архитектуры. Храмы, например. В том числе, античные. А также восточные мавзолеи. Стелы, украшающие крупные города. А мы с супругой решили украсить этот пространство ситцевым огурцом, традиционных для ивановских ситцев. Вылепили и колокольню Лежнева, с ее знаменитыми курантами. Тех же мастеров, что делали московские. А еще сделали из глины подкову, которая красуется на въезде в Кохму. По легенде в этом городе подковал своего коня Петр I. Не забыли, к слову, и «Рабочий край». Одну из старейших газет страны еще не раз вспомнят, разглядывая лепные украшения композиции.

Для каждого такого глиняного элемента нашлось свое место на гигантских помостах, которые тут называли «островами». Подкова из Кохмы, к примеру, соседствует с «улиткой», получившейся из букв «Нижний Новгород». А лежневская колокольня стоит рядом с маяками и минаретами. Крепили эти лепные объекты на «острова» профессиональные художники-керамисты. Нам в этом помогла Александра Створа - один из авторов этого мультикультурного проекта.

- Материал, в котором мы работаем, требует к себе внимания и большого уважения, - говорит керамист.  - Если он попадает в руки добрым людям, и если люди наполнены какими-то мыслями, то они всегда могут оставить в этом кусочке глины какие-то свои чувства. От того, что держим ее в руках, мнем, вкладываем в нее какое-то свое сознание, глина, в общем-то, и наполняется нами. Получается такой энергетический обмен.

Думая о проекте, наша собеседница и ее единомышленница Наталья Бодрикова и Глеб Визель (о котором мы еще расскажем в тематической полосе «Трудовая книжка»), поняли, что через творческую мастерскую фестиваля пройдет множество людей.

- Мы долго думали, как же мы сможем занять одним общим делом людей из разных стран, представляющих разные конфессии, говорящих на разных языках. Тем более что кто-то из них, а, в общем-то, и большинство, глину держат впервые в жизни. А значит, у них есть какие-то страхи перед этим материалом: получится, не получится. Решили придумать такую тему, которая называется «Глина без границ». Самое прекрасное в этом то, что людям не нужно обладать знаниями иностранных языков, потому что здесь мы начинаем разговаривать руками.

Александра уверяет, что нет ни одного человека, который бы помял глину, встал и ушел:

- Каждый достигает какого-то своего результата. Для кого-то это вообще открытие и он захочет продолжить лепку еще не раз. Мы даже не ожидали, что эта придуманная тема нашего общего большого мира, который мы наполняем жизнью, эмоциями, настроениями, будет преображаться с каждой подставленной, прилепленной вещью.

Многие из них авторы проекта считают шедеврами, потому что они «несут настроение, внутренний мир человека».

- А за счет этого жизнь тут начинает кипеть, говорит Александра Створа. - «Острова» ассоциируются с рыбами, черепахами, горами, материками. И у них можно ходить, гулять, каждый раз находя что-то новое. То, что ты не разглядел пятнадцать минут назад, потому что там неожиданно выросло дерево, пробился цветок, прилетела птица и свила свое гнездо.

Нравится собеседнице и орнамент туркменского ковра, который я слепил, вспомнив родной мне Ашхабад. Александре он нравится. Он похож и на узоры головного убора - тахьи, которую я дарю Александре на память. В ее коллекции, кстати, уже полтора десятка национальных головных уборов. В том числе из стран Востока. И ведь ни одна не пылится на полке. Примеряя их, мастерица черпает вдохновение.

Каждый участник творческих мастерских фестиваля стал строителем этого мира и не помешал в этом никому другому. Ведь никто тут не отстаивал свои границы: всем было хорошо в одном пространстве.

В будущем, возможно, полученную композицию возможно переведут в другой материал. Сначала отсканируют, создав трехмерную модель, а потом отольют в бронзе, создав памятник, который станет наследием фестиваля. Мест в Сочи, где его можно будет разместить, предостаточно.

«Конечно, нам хочется все это отснять, - говорит Александра Створа. - Потому что это можно перевести в любой другой материал. И наполнить любое пространство. Огромное количество людей просто наследило – по-доброму, по-хорошему и это дорогого стоит».

 

 

На фестивале люди лепили мир таким, каким его видят и... чувствуют. Говоря это, Александра Створа вспоминает незрячего араба, который вылепил самого себя и попросил сделать фигурке глаза. Мастерица поставила две точки, он их потрогал своими пальцами и сказал: «Хорошие глаза». А поставить фигурку мужчина попросил на самом верху «острова», которым называют помост, чтобы все видеть.

 

А скульптор Андрей Криволап в творческой мастерской фестиваля делал с помощью гостей удивительные композиции из гибкого прозрачного пластика и обыкновенного шпагата, который мог продеть в отверстия каждый. Получалась объемная графика. В виде арфы, например, похожей одновременно и на деревянную птицу счастья поморов, и на натяжные мосты.

 

Самые читаемые статьи

Редакция РК

Архив решений мировых судей в системе КонсультантПлюс

Новый архив - это свыше 23 миллионов судебных актов по конкретным делам, принятым мировыми судьями

Редакция РК

Советы от КонсультантПлюс

Какие существуют льготы по оплате проезда детей?

Редакция РК

«Он меня учил в первую очередь своим примером»

Пять лет со дня кончины доктора исторических наук, профессора Ивановского государственного университета Николая Романовича Коровина

Леонид Кияшко

Домашний цветник

Растения, которые стоит посадить зимой