«Движение вглубь»: классика глазами современного художника
Представляете себе такой диалог в Иванове? Бред и фантастика? Не знаю. Всё в этом мире возможно. Достаточно прийти в главное здание Музея им. Д. Г. Бурылина на ул. Батурина, 6/40. Перед вами откроется мир классической живописи, воссозданный ивановским художником Сергеем Михальченко. Виртуозно выполненные копии картин старых мастеров: полное сходство в живописной манере, направлении мазка, колорите. Многие работы оформлены в рамы, отправляющие нас к оригиналу. Для состаривания полотен художник использует итальянские кракелюрные лаки.
Среди подлинников
«Копии живописных произведений в классическом музее, зачем это нужно?» – спросят скептики. Нас подобная постановка вопроса не пугает. Одна из традиционных функций классического музея – просветительская деятельность. В востребованности этого мы убедились, представив ивановской публике художественно-просветительские проекты: «Ван Гог. Симфония цвета» и «Гении эпохи Возрождения», где были представлены репродукции, выполненные в технике «жикле». Такие выставки позволяют рассказать о жизни и творчестве художника, об эпохе, о секретах техники.
Первый опыт удался – проект пользовался огромной популярностью. Поэтому предложение выставить копии мировых шедевров кисти Сергея Михальченко было встречено благожелательно. В качестве внешнего куратора выставки приглашен кандидат искусствоведения, историк европейского изобразительного искусства Ян Бруштейн.
Копия во благо
Копирование возникло в древние времена и является одним из важнейших направлений мирового художественного процесса: римляне копировали греческие статуи, со временем в основу академического обучения было положено копирование старых мастеров. В каждой провинциальной российской гимназии вывешивались парадные портреты царствующих особ – выполненные учителями рисования копии с академических образцов. Копировались иконы, сюжетные композиции, батальные сцены, пейзажи... Бывали случаи, когда вовремя выполненные копии доносили до потомков представление об утраченных великих полотнах. Так случилось с работой Леонардо «Битва при Ангиари», копия которой была сделана Рубенсом по сохранившемуся картону.
Невостребованное заказчиком
Сергей Николаевич Михальченко родился в Донецке в семье заслуженного деятеля искусств УССР, музыканта и композитора. Получил художественное образование (Владимирское реставрационное училище, Ивановское художественное училище). После службы в армии переехал жить в Иваново. Женился. Работал в отделе городской архитектуры.
Любимый жанр художника – портрет. Любимое направление – северное Возрождение: живопись Нидерландов, Германии. Увлечение копированием выросло из профессиональной деятельности в 1990-е годы, когда Сергей занимался оформлением жилых и офисных помещений. Клиенты заказывали дизайн в стиле барокко или классицизма, художник предлагал украсить интерьер копией картины соответствующего стиля. Если заказчик отказывался, готовая копия занимала место на стене небольшой квартиры художника. Сейчас в домашней коллекции Сергея Михальченко копии Вермеера, Яна ван Эйка, Брейгеля, малоизвестных немецких мастеров. Увлечение последних лет – копирование портретов Рембрандта, который всегда был одним из его любимейших художников.
Сам Сергей Михальченко настолько скромный и непубличный человек, что нам пришлось уговаривать его присутствовать на открытии собственной выставки. Это тем более удивительно, что в семье художника есть яркая медийная личность: его родной племянник – шоумен Александр Ревва.
Уверен, в ряду наших художественно-образовательных проектов выставка «Движение в глубину» станет ярким и запоминающимся. Никакая репродукция, даже самая качественная, не дает такого ощущения подлинности, как копия, в которую художник вложил и душу, и понимание эпохи, и мастерство.
Выставка проработает до конца февраля.