Аттракцион заработает 1 мая
Отключение тепла начнется 25 апреля
Она объединила более 500 студентов высшего и среднего профессионального образования
Вывезено около 90 процентов собранного мусора
Подавленно сказал: «Сохраните ее!»

Привокзальные площади в некоторых городах не представляют собой решительно ничего интересного: стоянка такси, конечная остановка общественного транспорта и навечно поставленный на запасный путь паровоз или же бронепоезд – и всё. Ближайший к нашему вокзалу паровоз находится на Сортировке, бронепоезд – в Муроме, но и без них на площади есть на что посмотреть.

 

Соразмерно эпохе

Формулировка «в первую очередь следует рассказать» к этому месту явно не подходит. Как и на других городских площадях, всё здесь разноплановое, не укладывающееся в какие-либо иерархии. Так что начну по старшинству и немного со стороны. Первый железнодорожный вокзал был построен в 1898 году. Созданный в то же время по аналогичному проекту вокзал в уездной Шуе был несколько меньше, что, пусть и косвенно, говорит о масштабе городов.

Вокзал несколько раз попадал в историю. О самом трагическом случае речь пойдет отдельно, а вот об описанной в романе «Чапаев» сцене проводов на фронт отряда «красных ткачей» в 1919 году можно сказать вскользь и сейчас. «Вокзал неширок, народу вбирает в себя мало», – написал о нем Фурманов.

В конце 1920-х столице обширной промышленной области требовалась уже куда большая железнодорожная станция. И громадный по тем временам – седьмой по величине в СССР – вокзал, спроектированный в формах конструктивизма московским архитектором В. М. Каверинским, был построен в самом начале 1930-х. Геометрические асимметричные объемы здания подчеркнуты окнами различной формы: ленточными, вертикальными окнами-витринами и круглыми проемами.

 

Три месяца назад вокзал был включен в реестр памятников культуры регионального значения. Запланированная на этот год маркировка маршрута по местному архитектурному авангарду рубежа 1920-30-х годов «Красная нить» будет начинаться именно здесь

 

Ворота богини Иштар

Самый банальный штамп для описания привокзального пространства – это образ «ворот города». В Иванове эти ворота почти как в Вавилоне обрамлены мозаичными панно работы ивановских художников Марка Малютина и Евгения Грибова на соседних с вокзалом зданиях. Сюжеты не сказать что замысловаты: справа изображены героические творцы первого Совета с узнаваемыми фигурами Фёдора Афанасьева и Ольги Варенцовой, слева – шаблонные портреты времен гражданской и Великой Отечественной войн. Можно предположить, что стоящая под знаменем рядом с красноармейцем в буденовке девушка – это знаменитая Анка-пулеметчица, известная старшему поколению по сочинению Дмитрия Фурманова, фильму режиссеров Васильевых и многочисленным анекдотам, а молодым – по роману Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота».

 

Мозаик и сграффито в Иванове достаточно для того, чтобы считать вокзальную площадь отправной точкой для еще одного познавательного тура по городу. Их местная специфика проявляется, прежде всего, в том, что посвящены они преимущественно текстильной и революционной тематике. Об этом я расскажу как-нибудь в другой раз. Хочется надеяться, что к этому времени с одной из мозаик у вокзала уберут кондиционер.

 

Увидеть Иваново и умереть

Ранним утром 16 ноября 1905 года с почтовым московским поездом в город Иваново-Вознесенск прибыла молодая девушка с неподъемным белым чемоданом, который по ее просьбе был отнесен носильщиком в дамскую комнату, а сама пассажирка ушла в город. Из-за ее долгого отсутствия чемодан осмотрели станционные жандармы, которые обнаружили в нем 10 новых шестизарядных револьверов системы Smith&Wesson, 400 боевых патронов, «Денежный отчет Нижегородского комитета РСДРП за 1905 год», разное носильное женское белье с пометкой «О.Г.» и другие вещи.

На допросе в жандармской комнате вернувшаяся за своими вещами хозяйка назвалась Ольгой Генкиной. Кому предназначалось оружие, не сказала. Вечером того же дня пьяные черносотенцы взломали двери жандармской комнаты и вытащили Генкину и еще одного задержанного из здания. Уже через несколько минут у подъезда станции лежали два обезображенных тела…

Площадь, на которой произошло убийство, в 1927 году переименовали в честь революционерки. На ней установили памятный знак, а на здании – мраморную мемориальную доску. Долгое время там находилось трамвайное кольцо, затруднявшее восприятие этого места как площади. Старый вокзал постепенно приходил в упадок, пока фирма «Кенгуру» в 2003 году не привела здание в подобающий вид и открыла в нем магазин. После возведения собора Вознесения Господня и реконструкции Вокзальной площади, площади Генкиной как таковой просто не стало. Но, как ни странно, ее фамилию в городе не забыли.

 

Тафт – три погоды

Монументальное воплощение идеи фиксатора для волос «Тафт три погоды» в виде девичьей головы на высоком постаменте с разновекторно развевающимися волосами и шарфом – самое оригинальное из известных мне прочтение смысла открытой 2 сентября 1977 года композиции «Подвигу молодых революционерок». Впоследствии за мемориалом закрепилось название «Молодым революционеркам текстильного края». Это не памятник Ольге Генкиной, как его порой называют, а собирательный образ.

Есть у этого экспрессивного бюста, как у визитной карточки – иконы города – в силу расположения на Вокзальной площади еще одно достоинство.  Голова символизирует приезжающим «женскость» Иванова, олицетворяет образ Города невест. Известный специалист по советской культуре Ханс Хюнтер, прибывший в Иваново для чтения лекций, был настолько ошеломлен обликом девичьей головы, что подавленно сказал встречавшему профессору Леониду Таганову: «Сохраните ее!»

 

Перезагрузка

Вокзал за 85 лет своего существования чуть-чуть изменился снаружи и весьма существенно внутри. В 1950-х годах изменили интерьер и установили дополнительные колонны перекрытия, а в восьмидесятые зал ожидания приобрел помпезные черты, дисгармонирующие с эстетикой конструктивизма.

Судя по всему, на очереди еще одно преобразование: врио губернатора Станислав Воскресенский в конце января поделился совместными с РЖД планами по превращению зала ожидания в новое креативное пространство. Там 365 дней в году будут проходить выставки, концерты и прочие интересные события. Так что строки Мандельштама «И я вхожу в стеклянный лес вокзала / Скрипичный строй в смятеньи и слезах» могут стать вполне ивановским переживанием.

Реконструкция привокзального пространства и планы пустить в Москву скоростной поезд дают ивановцам шанс в будущем бывать на Вокзальной площади чаще и получать от этого удовольствие.

 

 

 

 

 

(Станислав Воскресенский на встрече с представителями творческой общественности города)

 

«Базовая идея такая. Есть второй зал, оттуда все убирается, чтобы зона была полностью свободна, и зал задействуется под галерею искусств и концерты. Мы сейчас обсуждаем, что организовать. Но смысл в том, что вокзал становится вдруг еще и интересным объектом городской среды. Если ты даже не едешь никуда, ты можешь туда прийти и приятно провести время. Вокзал будет уникальным объектом. В России мы одни из первых реализуем такой проект. Сделаем вокзал, запустим «Ласточку», вроде нашли людей, которые более-менее гостиницу «Иваново» в порядок приведут. И у нас тогда площадь вообще заиграет. Будет очень интересная часть города.

Что касается самого вокзала, подчеркну, мы постараемся по-максимуму сохранить стиль. У меня в голове уже двести вариантов дизайна. Но портить ничего точно не будем, потому что сам по себе объект реально крутой. Понятно, что там все уже старое, поэтому будут заменены окна, вентиляция, но сам стиль и, думаю, даже цвет нужно сохранить…»

 

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам