О женской сущности
В университете открылась выставка заслуженного художника России. Обэкспозиции рассказывает заведующая музеями ИвГУ Елена Толстопятова.
Четырнадцать лет в рамках проекта «Свет России» в читальном зале регулярно проводятся персональные выставки ивановских художников. Партнер университета – областное отделение Союза художников.
Александр Климохин выставляется здесь не первый раз. В прошлом сезоне мы показывалиэкспозицию, посвященную мастерской художника. Сейчас – женский портрет. Это один из самых древних и востребованных жанров в искусстве. Художники отражали представление о женской красоте и сути, начиная с неолитических Венер.
Целомудрие и разнообразие
Что греха таить – наше время достаточно разнузданно по отношению к женщине.Александр Климохин пишет целомудренные портреты молодыхгорожанок.
Обращает на себя внимание разнообразие манер. Можетпоказаться, что эти портреты писали разные авторы. Есть работы с лаконичным композиционным решением, где кроме профиля и глухого фона нет ничего, но внимательный зритель почувствует обаяние и состояние модели, отношение к ней автора. Есть портреты в интерьере, портреты в пейзаже. Некоторых своихгероинь художник помещает в фантастическую среду.Сейчас редко встречается парадный портрет, но его элементы можно увидеть на выставке. Одни полотна сдержанны по цветовому решению, другие – яркие, нарядные, пестрые. Такое разнообразие удивляет только на первый взгляд. Случайности здесь нет: Климохин не подстраивает под себя натуру, избирает манеру в зависимости от модели. Внутреннее содержание личности – в основе выбора.
Представлены произведения, продолжающие традицию русского классического портрета, и вещи, которые могли быть написаны только в 21 веке. Интересен подбор деталей в портрете. Атрибуты делают образ более глубоким, расшифровывают его.
На выставке 25 работ, каждую можно постигать – рассматривать, думать. Это хорошо сделанные портреты, в которых много чувства.
Александр Климохин работает в этом жанре давно, хотя начинал с пейзажей и натюрмортов. Мне кажется, сейчас портрет переживает период невостребованности:массовый зрительпредпочитает в основном натюрморты и пейзажи. Заказов на портретымало. Александр Витальевич пишет их в большинстве случаев не на продажу, а по творческой потребности.
Райский сад с темными пятнами
Женские образы на выставке органично дополнены детскими портретами. В мировой культуре это –особая тема: долгое время ребенка писали как маленького взрослого. Только в конце 19 века появились детские психологические портреты. На выставке два таких образа. Один из них, с моей точки зрения,– редчайший пример. Это автопортрет художника. Работапредставляется программной философской вещью. Она только что закончена и экспонируется впервые.
В основе композиции – детская фотография автора: никакой лакировки, слащавости, умиления. Скромная ситцевая рубашка, штанишки, явно перешитые из старой вещи, ребячья неуклюжесть, зажмуренные глаза. Маленькую мальчишескую фигурку художник помещает в «райский» сад.
Речь идет о картине«Переулок светлый». Так назывался переулок, где жили Климохины. Такие яблони росли в саду их дома. На холсте всё залито солнцем. Но художникневольно проговаривается – в композиции много черных пятен (вскопанные грядки, сарай на дальнем плане). Это судьба человека,путь из залитого солнцем детства в разумную зрелость, взгляд из сегодняшнего дня в прошлое.