БАННЕР
Виктория Курылева
Когда Интернет не ведет к прогрессу

C января 2017 года правительство обязало страховые компаниипродавать электронный полис. Возможность застраховать автогражданскую ответственность в один кликдолжна была существенно облегчить жизнь автовладельцев в таких проблемных регионах, как наш. Но на деле немногим ивановцам удалось воспользоваться новой услугой.

Две из десяти

По словам руководителя Ивановского движения автомобилистов Александра Касьяненко, страховщики не отказывают автовладельцам, но максимально затрудняют процесс: «Сайты страховщиков работают, но при вводе данных у некоторых появляется сообщение, предлагающее,например,обратиться в другую компанию, или ответ от страховщиков не приходит несколько недель». Водители вынуждены идти в офисы, где агенты предложат им дополнительно застраховать жизнь, здоровье, квартиру или еще что-нибудь.

Ивановское движение автомобилистов провело анализ работы сайтов ведущих страховых компаний. Лишь в двух из десяти фирм дали положительное подтверждение в получении полиса е-ОСАГО, в остальных случаях возникают ошибки и технические сбои. Система не позволит заключить договор, если внешние базы не подтвердят личность владельца.

Помимо технических неполадок автовладельцев на сайтах ожидают и другие неприятности. Например, вас могут попросить выслать сканы документов. При этом никакой информации об обработке персональных данных непредоставляется.Сегодня любой сайт подвержен взлому, существует огромное количество сайтов-дублеров.Согласитесь, отправлять сканы паспорта и других документовна просторы Интернета рискованно.

Еще одна проблема

Отсутствие на сайтах указания на то, что автомобилю меньше трех лет,–еще одна сложность, вызывающая ступор. Сайт запрашивает сведения о диагностической карте, которая для новых автомобилей не выдается. В итоге собственник не может продвинуться даже до третьего шага.

За комментарием мы обратились в одну из ведущих страховых компаний «Росгосстрах», где нам пояснили: передача персональных данных на сайты, в том числе по платежным картам клиентов, осуществляется по защищенным протоколам, как само собой разумеющееся, а проблем с оформлением е-ОСАГО нет. Те, кто не может это сделать, просто не в состоянии правильно заполнить форму на сайте.

«Без подтверждающей информации из АИС РСА, например о классе водителя (коэффициенте бонус-малус), оформление полиса просто невозможно. Но иногда в процессе оформления возникают ошибки, связанные с расхождением предоставляемой страхователем информации о себе и автомобиле, с данными, хранящимися в автоматизированной информационной системе РСА. Это, в частности, может происходить из-за неправильного заполнения формы заявления при оформлении полиса е-ОСАГО или предоставления заведомо неверных данных, чем активно грешат различные посредники. Мы также сталкиваемся со случаями сбоев внешних информационных систем, особенно в части проверки данных по прохождению ТО. В таких случаях клиенты могут получать отказ в подтверждении от систем РСА, однако клиент всегда может вернуться к оформлению полиса чуть позже и завершить расчет и покупку», –комментируетдепартамент по связям с общественностью ПАО СК «Росгосстрах».

Пока автовладельцы мучаются с оформлением е-ОСАГО, Российский союз автостраховщиков направляет в Центробанк предложения по ужесточению продаж. В письмеот 12 марта указана необходимость ввести отложенный на 72 часа старт действия полиса – чтобы было невозможно купить е-ОСАГО сразу же после ДТП. Также предлагается ограничить время покупки полиса на сайте 90 минутами и запретить загрузку сканов документов, поскольку мошенники научились их подделывать.

Сэкономить не получится

Высокие коэффициенты обусловлены тем, что Ивановская область входит в пятерку самых убыточных по ОСАГО регионов страны.Поэтому многие страховщикиустановили базовый тариф по верхней планке. Границы тарифного коридора устанавливаются Банком России, и если автомобилисты в Интернете столкнулись с ценами, существенно меньшими, чем тарифы ведущих страховых компаний, то, скорее всего, они попали или на ресурсы недобросовестных посредников и брокеров, или просто на фальшивые сайты, имитирующие официальные интернет-порталы страховщиков. Только там цены бывают «существенно ниже рынка». Чтобы не стать жертвами мошенников и не потерять деньги, страховщики рекомендуют оформлять полисы только в офисах компаний или на официальных сайтах. Для своего спокойствия на них можно перейти через ресурсы РСА или Банка России.

Штраф за отсутствие ОСАГО может вырасти в шесть раз

В Госдуме рассматривается законопроект о внесении изменений в КоАП РФ,предполагающий увеличение штрафа за отсутствие полиса ОСАГО до 5000 рублей. Сейчас КоАП предусмотрена возможность в течение 20 дней оплатить штраф в размере половины суммы, то есть 400 рублей. Сумма некритичная, явно меньше стоимости самого ОСАГО, поэтому у автовладельцев есть соблазн ездить без полиса. Опасность в том, что в случае ДТП при отсутствии у виновника аварии ОСАГО потерпевший лишается возможности компенсации за счет страховой компании. Взыскать деньгиможно только через суд, оплатив госпошлину, независимую экспертизу и услуги адвоката.

Отличить легальные полисы поможет QR-код

С 1 января в форме полиса ОСАГО появился QR-код, который содержит сведения о договоре: наименование страховщика; серию, номер и дату выдачи страхового полиса; время начала и окончания использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования; марку, модель и идентификационный номер транспортного средства, государственный регистрационный знак. Прочитать QR-код можно с помощью мобильного приложения РСА, которое будет вскоре доступно на их официальном сайте. Старую форму страховщики могут использовать до 1 июля 2018 года.

Самые читаемые статьи

Владимир Шарыпов

В Авдотьино отремонтируют пешеходный мост

Рубрика "Слово мэра"

Алексей Машкевич

По городу с Варламовым

Известный блогер и журналист предложил мэрам пройтись по их вотчинам

Дарья Капкова

Пять жизней и одна смерть. За смену

Корреспондент «РК» в карете скорой помощи

Михаил Тимофеев

Łódź Fabryczna

Город четырех культур