БАННЕР
Николай Голубев
В 2015 году сгорела деревянная церковь у Минеевского моста (ул. Фрунзе, 7) – памятник архитектуры 17 века

«Чиновники во главе с губернатором Павлом Коньковым тогда пообещали храм восстановить. Но на сегодняшний день никаких работ не ведется. Мы живем поблизости и постоянно проходим мимо пепелища. Хотелось бы узнать: кто занимается этим вопросом? Знаем, что сейчас инициативная группа горожан обратилась к краеведам и деятелям церкви с просьбой содействовать в решении этой проблемы. А что предпринимают официальные власти?»

Жители Минеева: Татьяна Ерофеева, Татьяна и Александр Беловы

 Срок – один год

Сразу после пожара возник вопрос, кому принадлежит сгоревшая Успенская церковь, ведь именно собственник должен восстанавливать памятник. Казалось бы – с хозяином всё очевидно: в храме шли службы, здесь были община и священник. К тому же существует постановление главы администрации Ивановской области от 18.01.1999 о передаче в собственность храма и земельного участка под ним епархиальному управлению (РПЦ).

Но то ли нужные бумаги потерялись, то ли что-то еще – собственником храма по-прежнему числится Российская Федерация. Историческое здание (а вернее то, что от него осталось) и земля находятся на балансе федерального агентства по управлению государственным имуществом. Соответственно, ведомство и должно храм восстанавливать.

Интересно, что одну государственную контору в этом вопросе контролирует другая. Областной комитет по госохране объектов культурного наследия сразу после пожара выдал «Росимуществу» предписание провести комплексную реставрацию Успенской церкви до 1 марта 2019 года. Но пока не начались даже работы по консервации памятника. Областная прокуратура дважды пыталась понудить федеральное агентство к этому через суд – пока безрезультатно.

Напомним, что храм незадолго до пожара отреставрировали – из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено около 11 миллионов рублей. «Новоселье» верующие не успели отпраздновать. Пожар произошел вечером 18 ноября 2015 года. В огне пострадали уникальные иконы, часть из которых относились к школе Андрея Рублёва. Судьба уцелевших культовых предметов неизвестна – после пожара они были переданы РПЦ.

Примечательно, что ивановская митрополия до сих пор не заявляла никаких проектов по восстановлению сгоревшей церкви. Видимо, вместо нее в той части города строится каменный храм Николая Чудотворца (напротив энергоколледжа).

Причиной произошедшего пожара официально назвали «аварийную работу электрооборудования». Сообщалось, что для установления виновных возбуждено уголовное дело. О том, чем оно закончилось, не знают даже в областном комитете по охране объектов культурного наследия.

На восстановление деревянной церкви (правильнее было бы говорить о строительстве новой) требуются десятки миллионов рублей. Только проектно-сметная документация обойдется в 6,5 млн. Область пыталась вновь запросить деньги через ФЦП «Культура России» – безрезультатно.

Сейчас руины старейшей постройки в городе скрывает высокий забор. До сих пор объект считается памятником архитектуры федерального значения.

 Раскол и пожар

Успенская церковь (в епархиальных документах «Казанская») – самая древняя постройка в Иванове: начало 17 (по некоторым данным конец 16) века. Изначально она, окруженная стенами монастыря и густым лесом, стояла на Покровской горе, стесанной теперь Дворцом искусств. В 19 веке уже «старушку» перенесли на Успенское кладбище – «сад живых и мертвых» на Смирнова. В 1905 году Дмитрий Бурылин отремонтировал и транспортировал церковь, приговоренную к сносу, на «новое» Посадское кладбище.

В 1935 году православный приход закрыли для создания музея истории Иванова – но ограничились антирелигиозной экспозицией. Она просуществовала до войны, а в 1946 году здание со всем имуществом передали общине старообрядцев. Из Шуи был привезен богатый палехский иконостас, древние иконы принесли в дар верующие.

Расколол ивановскую общину раскольников в начале 1990-х ключник храма Лаврентий Устинов. Говорят, он хотел получить духовный сан, и в обмен на него с общиной и ключами от культового сооружения перешел под юрисдикцию Московского патриархата. Тем не менее, храм оставался единоверческим – то есть службы в нем шли по старому Уставу.

В 2006 году Иваново посещал старообрядческий митрополит. Во время встречи с ним губернатор М. Мень и правящий тогда архиепископ Амвросий (РПЦ) заявили о согласии вернуть деревянную Успенскую церковь староверам – этого так и не произошло.

Сейчас у старообрядцев нет своего храма на территории области. Наш регион относится к Ярославской и Костромской епархии РПСЦ. Старообрядческий епископ Викентий (Новожилов) поясняет: «Сначала старообрядческий храм «увели» (назовем это так). А потом его спалили, или он сгорел от чего-то – это нам неизвестно, об этом история умалчивает. В Ивановской области проживают несколько сот старообрядцев». Сейчас ведется восстановление храма РПСЦ в Шуе.  

 

Самые читаемые статьи

Дарья Капкова

Кто придумал «добродень»?

Улыбка и вежливость – козыри добровольцев Ивановского волонтерского центра (ИВЦ). В команде более четырехсот человек от 14 до 30 лет. Определить точное количество невозможно: каждый день прибавляются новые участники

Михаил Тимофеев

Зарядье: Дербеневы и Киров

В студенческие годы мимо этой фабрики мы ходили на физкультуру. В окнах корпуса, выходящего торцом на улицу Жиделева, виднелись ряды ткацких станков, доносился гул ритмично работающих механизмов. Сейчас там офисно-деловой «Дербеневъ-центр», а во дворе, украшенном памятником Кирову, – торгово-производственный комплекс «Текстиль-град»

Николай Голубев

«Хочется надеяться, что там все-таки свет»

Художница из Фурманова продолжает «дневниковую» серию, посвященную старому родительскому дому (он – метафора угасающей жизни, собственного взросления и старения)

Алексей Машкевич

Какое общество, такая и полиция

Боевой офицер, ныне председатель Совета ветеранов города Иваново и регионального отделения «Ассоциации ветеранов боевых действий ОВД и ВВ России» Николай Быстров рассказал, как создавался легендарный ОМОН в Иванове, и поразмышлял о роли полиции в жизни современного общества