БАННЕР
Константин Шаронин
Эксклюзивное интервью с культовой группой

Легендарную ивановскую группу «Танцы на воле» автору этих строк посчастливилось услышать в самом начале 90-х – на кассете с обложкой, отснятой на ксероксе. Уже позднее полки музыкальных магазинов пестрили компакт-дисками «Телевизионный снег», «Пластик», «Экстаз», «F5», а по центральным телеканалам ротировались видеоклипы группы. Так что нет ничего удивительного в том, что известный музыкальный критик и историк поп-культуры Андрей Бухарин включает «Танцы на воле» в топ российской электронной музыки. В этом году группа отмечает 30-летие выхода своего дебютного альбома. И сегодня музыканты Олег Иванов-Азов, Александр Лукичев и Сергей Огнев у нас в гостях…

– Как возникли «Танцы на воле»? Какой момент можно считать днем рождения группы?

Олег: В начале 80-х мы с Сергеем Огневым увлеклись музыкой. А конкретнее – стилем «новой волны». Особенно ее электронным подвидом «блитцом». Информация об этой музыке просачивалась тонкой струйкой через программы Севы Новгородцева, хит-парады радио «Суперджой» и «Радио Монте-Карло» сквозь шумы глушилок. Была зияющая пустота на советском телевидении и радио. Кое-что доходило через десятые руки до Иванова в виде перезаписей. Мы стали искать пути информации, нашли поставщиков грампластинок в Москве. Покупали оптом пару-тройку десятков дисков всего и вся, потом отбирали то, что нам было нужно, остальное продавали на черном рынке в Авдотьине или, если нам везло, менялись. Так и самообразовывались. Но это никак не утоляло наш голод в самом главном: нам хотелось той же самой музыки, но на своем родном языке. Мы жадно ловили всё отечественное, что какими-то неформальными путями появлялось в Иванове – это были раннее «Кино», «Аквариум», «Алиса»... Да, был панк, но не было «электронного панка». И мы решили попробовать сами сделать то, что хотели бы слышать. Песни уже во мне клокотали где-то в глубине души, и нужно было их как-то реализовывать. Стал делать наброски. Мы с Сергеем начали думать, каким образом их воплотить. И, как это обычно бывает, когда потенциал идеи становится сильным, вдруг всё вокруг начинает складываться. К нам присоединился играть на басу наш общий к тому времени друг Валерий Валиев, затем клавишник Сергей Никифоров и мы собрались ночью на репетицию в 1988 году, в ДК железнодорожников. Нам очень понравилось. Дело пошло. Этот момент и можно считать рождением группы.

– Кто придумал такое запоминающееся название?

Олег: – Название появилось очень легко. Раз было «Кино», должны быть и «Танцы». Ну а поскольку в то время в воздухе витал запах приближающихся перемен, дух свободы, которую очень ждали, то и словосочетание «на воле» добавилось само собой. Органично. С тюремной романтикой это никак не связано…

– Ваши концерты в те годы были настоящим событием для молодежи города.

Сергей: – Активная концертная деятельность началась, когда мы вошли в состав Ивановского рок-клуба, которым руководил известнейший в нашем городе теле- и радиоведущий Александр Краснов – и понеслось. Рок-клуб предоставлял нам площадки, причем не только в Иванове, но и по области. А во время ивановских гастролей моднейшей тогда группы «Сталкер» именно мы были разогревающим коллективом. Это стало серьезным прорывом, а те концерты – огромным опытом. Все-таки «Сталкер» были «звездами» первой величины. А к концертам мы всегда очень серьезно готовились. Чтобы создавать запоминающийся образ, мы заказывали швейникам форму, покупали ботинки «прощай молодость» и вставляли в них разноцветные шнурки – зеленые, красные: мы были настоящие стиляги. Потом, я знаю, поклонники красили шнурки в зеленке или в марганцовке, чтобы быть похожими на нас... Естественно, мы прорабатывали свои сценические движения, продумывали каждую деталь, чтобы создать качественное шоу.

– Где же репетировали ивановские «стиляги»?

Олег: – Репетиционная база поначалу была «на дому», в общежитии медицинского института на Садовой, где проживали на тот момент студенты Сергей Огнев, Валерий Валиев и Сергей Никифоров. Они каким-то невероятным образом выцыганили у коменданта общежития для меня комнату, в которой изначально был склад. Мы сделали ремонт и перетащили туда аппаратуру, то бишь пару синтезаторов и драм-машинку. Жизнь в общаге бурлила, ко мне приходили разные люди, все мы были друг у друга под рукой, зависали далеко за полночь и делали песни быстро и весело. К нам присоединился Михаил Абросимов (у него хорошее музыкальное образование), чуть позже на место Сергея Никифорова пришел Александр Лукичев.

В этом году группе исполняется 30 лет солидный возраст. Что изменилось в вашем понимании музыки и мира вокруг за эти годы?

Александр: – Стало меньше кумиров и больше уверенности в себе, в том, что ты всё правильно делаешь без оглядок на остальных, как это было в юности. Я говорю не про самоуверенность. Во время работы лично я по-прежнему очень сомневающийся человек. Но уж если что-то сделал, то уверен. Понимание мира вокруг? Я счастлив, что я на данном этапе на своем месте, занимаюсь любимым делом, тем, чем, вероятней всего, и должен был заниматься.

– В Интернете ходят слухи о вашем сотрудничестве с Глебом Самойловым – якобы он даже «тайно» приезжает к вам в Иваново? Расскажете об этом? И в чем заключается сотрудничество, если оно есть?..

– Нет, никакого сотрудничества нет. Просто я микшировал для него песню с его нового альбома. Дело в том, что у него в «TheMatrixx» – музыканты, с которыми я в свое время плотно сотрудничал. Они-то меня и рекомендовали. Самойлов приезжал в Иваново ко мне домой, разбирали песни, сидели допоздна. Он показывал, как видит новый материал. Вечером, когда всё закрыто, ездили за виски на Красную Армию в «Патрик-паб». Сейчас думаю: эх, надо было рядом, к Саше Жигалину в «Панораму»… Какой был бы прием!

Глебу необходим постоянный контроль за работой над своим материалом. Работа на расстоянии для него тоже не подошла. Однако я рад, что познакомился с этим легендарным, действительно талантливым и неординарным человеком и уж тем более, что он посетил мой дом. Некоторые гости спрашивают: «Откуда у тебя окурки на балконе? Ты же не куришь». Отвечаю: «Это Глеб Самойлов курил». – «А-а-а, ну тогда оставь!» смеются они в ответ.

Вообще, по вашим ощущениям, когда было интереснее и легче жить и творить – в 80-х, 90-х, нулевых или сейчас?

Олег: – Интересно творить, пока молодой. Когда всё получается с лету. Так, по-своему интересно было и в 80-х, и в 90-х и даже в 2000-х. Правда, сказать, что было легко, не могу. Все-таки это труд, и без мук творчества тут не обойтись. А вот интересно было всегда. Делать песни – вообще процесс крайне увлекательный. Поэтому стараемся не стареть душой. Мы живем в очень насыщенное событиями время. И на разных этапах хочется взглянуть на мир по-новому. Атмосфера взаимоотношений вокруг нас неумолимо меняется, что не может не сказываться на песнях.

– Над чем «Танцы на воле» работают сегодня? Чем живете? Ждать ли поклонникам новый альбом?

Олег: – В 2016-м мы выпустили мини-альбом «С’ад». Думаем дополнить его еще двумя треками, чтобы добить по времени до полноформатного. Кроме того, на данный момент работаем над новым материалом. Одну из песен, «Абсолютная власть», можно найти в Сети. Кстати, всех заинтересовавшихся нашим творчеством приглашаем в наше сообщество в соцсети «ВКонтакте» – https://vk.com/tnvmusic.

– Бываете ли вы в Иванове? Как вам наш город сегодня? Нет желания приехать на гастроли?

Олег: – Александр Лукичев и Сергей Огнев живут в Иванове, а я давно не был. Очень хочу посетить. Тем более что в этом году исполняется 30 лет проекту «Танцы на воле» и хочется освежить в памяти все места, связанные с его рождением.

Самые читаемые статьи

Михаил Тимофеев

Красный Диснейленд

Из-за отсутствия планомерной работы изменения к лучшему воспринимаются как чудо. Так случилось, например, с «Ласточкой», о которой до появления в области Станислава Воскресенского никто и не помышлял. Одно чудо порождает ожидание другого, в которое столь же трудно поверить – появление массового потока туристов в город.

Владимир Шарыпов

В рубрике «Слово мэра»:

«Выходные в городе: городской субботник и майская эстафета»

Анна Семенова

Цены повышаются, маршруты меняются

Прошедшая неделя оказалась урожайной на новости, связанные с общественным транспортом. Причем эти новости были как не слишком приятными для пассажиров, так и вполне обнадеживающими.

Редакция РК

Юбилейный забег

Принимаются заявки на участие в 85-й традиционной легкоатлетической эстафете на призы газеты «Рабочий край»