Мальчик со скрипкой и котом
Артём Рычагов – десятилетний мальчик, у которого практически нет свободного времени. Полдня он проводит в общеобразовательной школе, а потом готовит уроки и занимается на скрипке. Юный музыкант уделяет инструменту по четыре часа в день, и не потому, что родители заставляют, а потому, что ему это нравится.
В феврале любовь к скрипке привела его на сцену концертного зала в Гамбурге. Это был Международный конкурс юных (от 7 до 25 лет) классических музыкантов «Stage4Kids», и Артём победил. Публика наслаждалась романсом Глиэра и «Балетными сценами» Берио, а мальчик просто делал то, что он хорошо умеет. Но что за этим стоит?
…Я нахожусь в музыкальной школе № 7 и жду, когда Артём вернется с музыкальной литературы. Он выступает с конкурсным докладом про смычок. 32-м из 33 участников. Выступать в числе последних всегда тяжело, но какая разница, если ты – лучший. Спустя полчаса ожидания ко мне заходят Артём, его мама Татьяна и преподаватель – Галина Молькова. В руках у мальчика игрушечный кот Басик Васин. Это талисман, и он гастролирует вместе с музыкантом.
Артём говорит мне: «Я играю на скрипке, чтобы доставлять счастье людям», а я думаю про себя, что нет ничего точнее таких вот детских фраз. Педагог отмечает, что Артём очень серьезен, и это ему иногда даже мешает, потому что где-то нужно раскрепоститься.
Никакого секрета успеха у мальчика нет. Главное – трудолюбие. Об этом мне сказали и мама, и педагог Артёма. От себя добавлю, что без поддержки родителей не обойтись. Татьяна Рычагова призналась: «Дети нас развивают, а не мы их». Татьяна и сама когда-то училась в музыкальной школе по классу скрипки, но желание играть пропало и инструмент сейчас лежит на верхней полке шкафа. Интерес в другом – талантливый сын. Мама сопровождает его везде, даже на занятиях в музыкальной школе сидит вместе с ним. И, поверьте, она воодушевляется и заряжается особой энергией, когда слушает мелодии, исполняемые сыном.
На сцене в Гамбурге Артём не волновался, не мешкался и просто дарил людям то самое счастье, ради которого он играет на скрипке. Победы не жаждал, потому что не знает, как это – бороться, идти по головам, завидовать тем, кто лучше, и смеяться над теми, кто хуже. Способность так жить нельзя выработать – это идет от сердца, от мировоззрения.
Педагог Галина Молькова рассказывает: «Перед важным выступлением у Артёма была генеральная репетиция. Он выходит на сцену и... ничего не играет. И я сказала: «Молодец. У тебя всё получилось хорошо». Отношения преподаватель-ученик у них не ограничиваются двумя часами обычных занятий. Это еще и психологическая работа, воспитание, хороший контакт друг с другом.
…Наше общение завершилось двумя часами музыки в исполнении Артёма. И в этот момент мы больше молчали, чем разговаривали, потому что мелодию можно почувствовать, только пропустив через себя.
Виктория ГУЩИНА