Мы ищем тех, кто тоже что-то ищет
Молодые режиссеры и те, кто только собирается ими стать, шесть дней будут заниматься кино – монтировать, участвовать в мастер-классах, ходить на лекции и кинопоказы. Проезд, питание и проживание участников оплачивает оргкомитет фестиваля. Куратор кампуса – режиссер документального кино Ольга Привольнова. Она ответила на вопросы «РК».
– На сайте киношколы «Юность» (http://yunost.online/) указано, что не имеет значения, есть ли у потенциального участника опыт работы в кино. А что тогда важно? На что вы обращаете внимание при отборе заявок?
– Замечательно, если участник знаком с процессом съемок, если у него есть хорошая техника, но, прежде всего, нам важен внутренний запрос человека. Я хочу найти тех, у кого есть живое любопытство к тому, что происходит вокруг. Наверное, это главный критерий – мы ищем людей, которые не устали жить, которым не скучны обычные герои, которые не рвутся за трендами. Совсем не значит, что те, кто не попадет в кампус, в чем-то непрофессиональны. Как раз наоборот – хочется дать шанс начинающим. Приоритет при отборе у режиссеров Поволжья. Предполагается, что мы отберем 20 человек.
– Чему можно научиться за такой короткий срок в кампусе?
– Во время кампуса мы будем выходить на улицу, искать драматургию в обычной жизни: на вокзале, на почте – где угодно.
Будем изучать такие обязательные вещи. как экспозиция, кульминация, развязка. Устанавливать правила и их нарушать. Снимать других и снимать себя.
Конечно, запланирована и сугубо образовательная часть: показы самого интересного и актуального кино, лекторий в формате интерактивного общения, встречи с абсолютно разными мастерами. Например, приглашены Джузеппе Ланчи – оператор, работавший с Тарковским и братьями Тавиани, Геза Морчани, который сыграл главную роль в потрясающем венгерском фильме «О теле и душе», Милан Марич – актер из фильма «Довлатов». Есть у кого поучиться и чем вдохновиться.
– Если участник хочет снимать художественное кино или видеоарт, интересно ли ему будет в кампусе? Насколько я понимаю, акцент будет именно на документальных съемках.
– По своему опыту могу сказать, что приемы документального кино пригодятся и при создании игровых лент. В том же видеоарте никто не отменял законы композиции. Нет никакой разницы между драматургией в игровом и неигровом кино.
– Как влияет на документальное кино технический прогресс, когда камера есть в каждом смартфоне? Какие горизонты открывает Интернет для режиссеров-документалистов?
– Мне кажется, прогресс сбивает пафос с фигуры режиссера. Каждый может снять кино. Если тебе любопытна жизнь, если ты от нее не устал, то почему нет? Есть люди, которые годами вынашивают идею – мол, сейчас нет актеров, потом погода не та, техника не годится. А сейчас, если говорить о технике, о способе коммуникации, то всё доступно. Можно кинуть клич в соцсети, снять кино на смартфон. Уходит напыщенность и самообман. Меньше отмазок – возьми и сними, если тебе действительно это нужно.
– Кинообразование довольно дорого стоит. При этом в профессиональном сообществе нет единой точки зрения о роли наставника – мастера. Вы окончили мастерскую Марины Разбежкиной, одного из самых сильных документалистов России. Что дал вам этот опыт?
– Марина Александровна Разбежкина – важный в моей жизни человек. Я пришла в ее мастерскую, когда мне было 32 года. Тогда казалось, что мои знания достаточно исчерпывающие, что и с героями у меня всё ладно, и монтировать удается. Но, как оказалось, этого недостаточно для кино. Кино – это прежде всего путь. Ты с помощью камеры рассматриваешь жизнь свою, чужую. Ты живешь с камерой.
Например, в мастерской давали задание: «Как меня сломали». Это не про смакование своей трагедии, не про то «ой, какой я несчастный, посмотрите на мою историю». Нет, Марина отсекала любое позерство, любую фальшь. Она учила быть неравнодушной. Это учила нас разглядывать жизнь и обнулять свой опыт – максимально ничего не знать.
– Режиссеру документального кино часто приходится выслушивать исповеди героев. Как происходит, что люди открываются, готовы быть уязвимыми перед камерой? Как справиться с сомнениями: а вдруг я сделаю человеку больно?
– Если вас интересует конкретная история – не сомневайтесь, нажимайте не rec, и всё получится. Главное – честность. Нельзя говорить, что кино не случится. Потерять ничего нельзя на этом пути, можно лишь обрести.
– И напоследок. Назовите ваши киноориентиры. Что вы смотрите? Кто из новых режиссеров впечатлил?
– На московском кинофестивале в апреле посмотрела очень крутое кино «Другая сторона всего» о том, что происходило в Сербии в XX веке. Рекомендую «Похвальное слово ничему», «О теле и душе». Вообще венгерское, румынское, сербское, прибалтийское кино, рефлексирующее как-то по-особенному, мне сейчас очень интересно. Из запомнившихся документальных картин – румынское «Тото и его сестры». И еще обязательно смотрите «Зови меня своим именем», очень советую.
Справка "РК":
Ольга Привольнова родилась в 1980 году. Училась режиссуре игрового кино в мастерской Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко. Десять лет работала режиссером и креативным продюсером на телевидении. В 2013 году окончила Школу документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Документальные фильмы Ольги «ОАЗИС», «ЗВИЗЖИ», «Маленький принц», «Кто Эти?», «Выйти из комнаты», «Насквозь» – участники и призеры различных международных и российских кинофестивалей.