БАННЕР
Елена Чернышова
В программе актуального российского кино «Свои» зрителей ждут интересные сюрпризы, один из которых картина Анны Крайс «Нашла коса на камень»

Анна родилась в 1988 году, выросла в Кинешме. Окончила с отличием Ивановский государственный университет по специальности «романо-германская филология». Можно сказать, случайно отправилась в Германию, чтобы провести там добровольный социальный год в школе для детей с ограниченными возможностями. В том же году девушка поступила в AcademyofMediaArtsCologne, которую с отличием окончила два года назад, получила грант немецкого фонда кино FilmundMedienStiftung NRW и сняла дипломный фильм «Нашла коса на камень». Фильм стал одним из самых громких кинодебютов не только российского, но и европейского кино. Анна Крайс приедет на «Зеркало» и представит свой фильм, а пока она ответила на вопросы «Рабочего края».

– Вы выросли в Иванове, изучали немецкую филологию, а затем отправились в Германию на волонтерский проект. Что вас побудило взять в руки камеру? Интересовались ли вы кинематографом, когда жили в России?

– Если быть точной, я выросла в Кинешме, а в Иванове провела лишь пять лет, когда училась на факультете РГФ. Но начала снимать впервые я именно в Иванове, а не в Германии. Как многие в городе, я увлекалась фотографией, потом приобрела недорогую видеокамеру и попробовала снимать. То, что получалось, сложно назвать фильмами (не то что кино), это было нечто экспериментальное – просто черно-белые картинки без диалогов, можно сказать, ожившие фотографии.

– О чем был первый фильм, с которым вы поступали в киношколу?

– Когда я поступала в киношколу, у меня был лишь фильм«Холода» (он выложен на «Ютьюбе»). Это две небольшие черно-белые истории без слов, но с музыкой. Точно сформулировать смысл этой работы мне сейчас сложно. Наверное, я просто старалась найти какие-то образы в окружающем мире, которые меня привлекали. Две девушки молча ходят по зимним ландшафтам, останавливаясь то здесь, то там. Вот, в принципе, и вся скупая фабула фильма.

– В одном интервью вы рассказывали, что идею снять дипломный фильм («Нашла коса на камень») по собственным дневниковым записям подсказали преподаватели киношколы. Вам важно было обозначить имя города, где происходит действие?

– Название города в титры фильма не вынесено, есть упоминание некоторых ивановских реалий – «Сташка», «Малинки», «БИМ», может быть, что-то еще. Но никаких специальных титров, подчеркивающих, что это Иваново, нет. Так что можно рассматривать этот город как некий собирательный образ.

– Молодые русские режиссеры упорно исследует тему девяностых, в то время как Европа говорит о сегодняшнем дне. Почему наше поколение возвращается в те смутные годы, к своему детству?

– В целом я не совсем согласна с тем, что молодые режиссеры упорно исследуют тему 90-х. Критики приводят в пример всего четыре фильма: «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, короткий метр «Еф» Николая Сидорова-Французова, «Теснота» КантемираБалагова и «Нашла коса на камень». Причем если смотреть объективно, из этих четырех фильмов к эстетике и проблематике 90-х обращаются только два последних. Так что, на мой взгляд, говорить о каких-то тенденциях про «смутное время» еще очень рано.

– Вы говорили, что ни у кого из русских режиссеров не хотели бы учиться, потому что они слишком классические для вас, а вам интересны эксперименты. И упомянули имяГранрийе– мастера, у которого вы бы с удовольствием поучились, чтобы обрести свой голос. Почему именно он?

– Я привела в пример Филиппа Гранрийе как мастера, потому что в тот момент, когда я давала интервью, читала, что он набирает в России курс, и видела его задание. Филипп предлагал потенциальным ученикам «снять фильм о человеке, которого любишь», абсолютно в любом формате. Мне показалось это задание правильным. В искусство надо заходить именно с этой стороны, а не через госэкзамены, режиссерские экспликации и раскадровки. Прежде всего, важно вычислить, «чувствующий» ли это человек или нет, есть ли ему что сказатьи обладает ли он кинематографическим чутьем. Если это есть, обучить ремеслу несложно.

– Вопрос про кинематографическое чутье и про позицию «есть что сказать». Это воспитывается, обнаруживается в себе или мы говорим о неком таланте?

– Если мы говорим о профессии режиссера и имеем в виду художника, то в таком человеке должны быть все три составляющие:природные способности (я их назвала чутье), жизненный опыт («естьчто сказать»), ремесло (это то, чему учат в школе или что человек осваивает на практике).

Это как с пением: если у тебя нет голоса – ты никогда не сможешь стать оперным певцом, но научиться петь простые песни вполне возможно.В каждом человеке могут быть различные комбинации перечисленных составляющих, это и обеспечивает разнообразие кинематографа и любого другого искусства.

***

Лариса Малюкова, «Новая газета»: «Фильм Ани Крайс – прощание с постсоветской эпохой. Визуальные цитаты из Балабанова, смысловые – из «Братьев Карамазовых». Жанр на крылатых качелях мотается от бытовой комедии до криминального гиньоля и кэмпа. Жирно выписанные роли (иной раз режиссеру следовало бы актеров немного усмирить). Работа неровная, но неожиданная, живая. Собственно, такого безбашенного, рискованного, пусть и небезошибочного кино и ждут от дебютантов».

Валерий Кичин, «Российская газета»: «Это фактически свидетельства юности, проведенной автором фильма в славном городе ткачих Иванове. Это ее жизненный багаж, накопленный в суровые 90-е. Об этой серьезной жизни она и рассказывает в своем первом фильме –странном, неопределенного жанра: то ли жесткая драма, то ли гиньольная комедия, где менее всего хочешь смеяться, а гротеск не отличишь от реальности. Это история одной семьи, разодранной историческими катаклизмами: крах и распад всего привычного, мало кому понятная война в Чечне, милиция, сросшаяся с бандитами, насилие как способ решить все проблемы, смерть, ставшая рутиной, – не столько жизнь, сколько выживание».

Евгений Ухов, «Empire»: «Крайс тяжелое время слома эпох застала в депрессивном Иванове, где в считаные месяцы после перехода на «капиталистические рельсы» развалилась промышленность, расцвел крышуемый ментами беспредел, исчезли нравственные ориентиры, а будущее превратилось в туман, за который невозможно ухватиться и к которому бесполезно тянуться. Всё это сценарист и режиссер перенесла на экран в своей ленте, причем в реальность происходящего в кадре веришь сразу и бесповоротно – настолько точны авторские мазки, бытовые детали, костюмы и антураж».

Самые читаемые статьи

Наталья Мухина

«Тонкие настройки» лечения

ГКБ № 7 получила аккредитацию на проведение клинических исследований

Алексей Машкевич

Вячеслав Кирюхин: «Мы наполнили проект удивительными и неравнодушными людьми»

Беседа с координатором партийного проекта «Историческая память» в Ивановской области

Николай Голубев

Высшая бесхозяйственность

В оперативном управлении Ивановского политехнического университета находится около 80 зданий. Для учебного процесса используются только четыре, еще в трех разместились общежития. Остальные объекты или заброшены, или сдаются в аренду

Владимир Шарыпов

Как изменится центральная часть города

Рубрика - "Слово мэра"