БАННЕР
Алексей Машкевич
Среди прочих научных и бизнес-титулов петербурженки Тамилы Железняк, приезжавшей на прошлой неделе к нам в город, есть и такой: «куратор сложных гуманитарных проектов по формированию образа территории с целью повышения ее туристической (инвестиционной) привлекательности»

Привлечение туристов в Иваново и стало темой интервью с Тамилой Чингизовной для городской газеты

Вы куратор проектов по формированию образа территории с целью повышения ее туристической (инвестиционной) привлекательности и при этом окончили курс «Посредничество в экстремальных ситуациях». Ситуация с туризмом и инвестициями в него в Иванове экстремальная?

– Вывод ваш притянут за уши. Моя компетенция посредничества скорее связана с тем, что проекты по позиционированию территории – это маркетинговые проекты, а маркетинг – это коммуникации. Посредническая экспертиза в коммуникациях востребована независимо от экстремальности ситуации. Любое продвижение территории делается для привлечения дополнительных ресурсов и иногда приходится работать с группами взаимоисключающих потребностей.

Вы будете налаживать коммуникации между кем и кем? Кто объект ваших усилий?

– Иваново и Ивановская область безумно интересный культурологический материал с интересными ресурсами. А поскольку я специалист по «упаковке», то вижу для себя прекрасное поле для работы.

Большинство ивановцев убеждено, что смотреть у нас не на что. Тут есть что упаковывать?

– Есть, безусловно. Стратегия развития адресована нескольким аудиториям. Первое правило: территория должна выстроить коммуникации с властью, с правительством, поддержка которого необходима в первую очередь для решения инфраструктурных проблем: строительство дорог, мостов, всего другого, на что у территории не хватает своих средств. Чтобы получить правительственную поддержку, надо привлечь к себе внимание или предложить свои ресурсы в обмен на эту поддержку.

Второй адресат стратегии – местные жители, которые не видят перспектив, у которых замылился глаз. Именно лояльность местных жителей чрезвычайно важна для развития туристского потенциала территории. Именно они сталкиваются с туристами во всех точках контакта: встречи на улицах, продажа мороженого, уборка номера. Ивановцы должны понимать, для чего они это всё делают, но при этом не допускать перекосов. Населению часто внушают, что любой приезжий – это ходячий кошелек, а это нехорошо. А вот гордость за город, гостеприимство, готовность показать, похвастаться, рассказать… Турист возвращается туда, где его хорошо обслуживают и это никак не связано с точками интереса. Интересного в мире так много, что всё увидеть невозможно за целую жизнь. Возвратность обеспечивается сервисом – ты вернешься только туда, где тебя хорошо принимали.

Третье направление контактов – это культурные международные, федеральные и региональные институты. Основное богатство территории – культурные ресурсы, а культура с развитием Интернета получила дополнительные драйверы, которыми грех не воспользоваться: ваши культурные ресурсы могут быть доступны человеку на другом континенте: видео, фото, тексты, виртуальные экскурсии. Нужно выстраивать отношения, чтобы не всё делать за деньги, а работать в режиме культурного обмена, интегрироваться в международные проекты, в программы обмена, претендовать на гранты.

Четвертое – те самые туристы. Их надо звать, приглашать, обещать, формировать ожидания. Потом, конечно, местным жителям эти ожидания надо оправдывать, предоставляя тот самый сервис. Туризм имеет серьезный мультипликативный эффект – это возможность для территории показать ресурсы со всех сторон. Благодаря глобализации нам стали доступны международные туристические рынки, что очень интересно.

И, конечно, инвесторы, готовые финансировать в развитие проектов. С ними нужно выстраивать отдельные коммуникации – у культуры одни цели, у инвесторов другие, а претендуют они на одни и те же ресурсы.

Вот именно здесь и пригодится моя квалификация посредничества.

Кто вас пригласил в Иваново?

– Я приехала по приглашению комитета по культуре и туризму города Иваново. К сожалению, глава города в командировке, но состоялась встреча с заместительницей губернатора, отвечающей за культуру.

Конечно, говорить о позиционировании Иванова надо с хозяином города, потому что любые проекты продвижения чрезвычайно требовательны к наличию амбициозного лидера, которому важно и нужно возглавить это движение. Но я рада, что удалось встретиться с региональным куратором темы – продвигаться одному городу очень тяжело. Всем регионом – дешевле и разумнее. Город войдет своей частью в общую программу.

У области большой разброс брендов: Плёс, палехская миниатюра, праздник лука в Лухе… Получится у Иванова на равных влиться в эту программу?

– На региональных разработчиках лежит обязанность подобрать позицию, покрывающую зонтом всё разнообразие территории. Это требует высокой квалификации и предстоит большая работа по поиску того общего стержня, на который можно «поставить». У меня есть предположение, что им станут люди.

У Иванова есть шанс привлечь туристов и сделать гостеприимство отраслью?

– Я приезжала в Иваново в детстве в рамках экскурсии по Золотому кольцу, Потом в 1986 году – тогда город произвел на меня удручающее впечатление.

Это был город первого Совета – сейчас всё изменилось.

– Да. Оценив перемены, я с энтузиазмом и большими надеждами смотрю в будущее Иванова. Город изменился. Очень. При этом меня безумно порадовало, что он сохранил свою бесценную самобытность в виде частных домов с садами, которые вплетены в ваш конструктивизм. Это особенность вашего города, и благодаря ей у Иванова появляется уникальное время показа. Частные дома окружают сады из фруктовых деревьев, которые цветут. Это одна-две недели феерического незабываемого визуального удовольствия. Цветущие яблоки на фоне краснокирпичных конструктивистских зданий – фантастика!

Мы, ивановцы, давно перестали этому удивляться и воспринимаем как что-то совершенно обыденное.

– Мы стояли у «Серебряного города», разговаривали с ивановскими коллегами, и я поняла, что они не видят перспективу: красная водонапорная башня со звездой, а рядом роскошный храм с золотыми куполами – это потрясающая визуальная карточка города. Помните фразу: «Стамбул – город контрастов»? Вот и Иваново имеет такое количество контрастов, что дух захватывает. Рядом объекты конфликтующих формаций, которые сосуществуют и продолжают жить как символ перехода одного в другое. Сама по себе эта башенка со звездой имеет одну ценность, а в сочетании со стоящим рядом храмом совсем другую. Лицом к лицу лица не увидать – из-за привычности картинки ускользает смысл.

– Уровень местных отелей и общепита соответствует ожиданиям среднего туриста?

– Я не делала экспертного анализа и могу говорить только об одном отеле, в который мы заехали, – это «Шеддок». Меня приятно удивил уровень их сервиса. Девушка, которая нас принимала, обладает врожденным тактом, и это было необычайно приятно.

Надо менять представление жителей о городе как о месте, откуда все талантливые и способные уехали в Москву и Петербург, чтобы такие талантливые люди оставались в родном городе. Развитие туризма – это не только привлечение туристов, но и развитие компетенций, развитие рынка труда, повышение квалификации сотрудников. Турист сегодня требователен, на отдыхе хочется лучшего, а что греха таить – русская культура не очень сервильна. У нас зона рискованного земледелия, своеобразный климат и мы не веселые полинезийцы, которые срывают банан и радуются жизни. Мы добываем пропитание тяжелым трудом и часто не так уж рады видеть гостей, потому что у нас не так хорошо с ресурсами. Значит, надо серьезно работать над своей квалификацией, иначе всегда будем проигрывать тем территориям, где обслуживают органично дружелюбно. Это сильно повышает бэкграунд аудитории, коммуникативную и проектную квалификации – всё, что позволяет произрастать человеческому капиталу, а это важная вещь. Рассказывают ужасные вещи, как родители в глубинке отрывают от себя детей исключительно из желания создать им рынок применения талантов. Поэтому, чтобы удерживать горожан, Иваново должно быть заинтересовано в развитии.

– А о школах для чиновников не думали? Для бизнеса важно взаимодействие с властью – особенно в вопросах привлечения туристического потока.

– Я независимый эксперт и могу себе позволить выбирать партнеров – ту тару, в которую передаю знания. Я не испытываю большого удовольствия от работы с чиновниками, понимаю, что это необходимость – они держатели ресурсов и определяют меры поддержки. Радует, что в регионах среди чиновников встречаются компетентные люди. Надеюсь, что город Иваново – то место, где такие руководители есть и мы будем взаимодействовать по-партнерски, по-дружески, конструктивно.

Самые читаемые статьи

Наталья Мухина

Остолопы* в парке Степанова

В прошлом номере мы уже писали, что в парке культуры и отдыха имени В.Я.Степанова планируют вырубить 67 деревьев вдоль русла Уводи

Анна Семенова

Памятники против рекламы

В районе улицы Станционной установят зоны охраны ОКН

Анна Семенова

Универсальный проездной: пока в режиме эксперимента

Информация о том, что в автобусах и маршрутках Иванова можно расплатиться электронной картой, вызвала большой интерес горожан

Анна Семенова

Школа, жители, бюджет

Кто купит объекты во дворах на улицах Кудряшова и Шувандиной?