БАННЕР
Анна Семенова
О городской ливневке – из первых рук

И пешеходы, и автомобилисты в Иванове периодически ворчат по поводу городской системы ливневой канализации: мол, после каждого ливня проезжая часть затоплена, перейти дорогу можно только по щиколотку в воде. А уже весной, когда снег начинает активно таять – вообще беда…

Этим летом после сильнейшего ливня с градом, который обрушился на областной центр 3 июля, в соцсетях появлялись фотографии затопленного перекрестка Шереметевского проспекта и ул. 10 Августа – прямо под окнами мэрии. Уровень воды достигал такой высоты, что в месте подтопления глохли не только легковушки, но и автобусы.

Будем честными: городские улицы подтапливает не везде и не всегда, да и ливневая канализация там, где она есть, работает в штатном режиме. Хотя в ивановской мэрии признают: уровень развития городской сети ливневой канализации невысок, и именно из-за этого возникают подтопления.

Ливневкой оборудовано около трети городских дорог. Будут ли власти строить ливневую канализацию там, где ее нет? «Ситуация с ливневкой далеко не такая однозначная, какой кажется на первый взгляд, – говорит заместитель главы администрации областного центра Виктор Казанцев. – Один из основных моментов – стоимость строительства трубопроводов. Исходя из сегодняшних расценок километр нового ливневого коллектора обойдется бюджету в сумму около 40 млн рублей – и это без учета стоимости проекта, затрат на перенос коммуникаций и на восстановление асфальтового покрытия, газонов и других элементов благоустройства. Очевидно, что такие расходы город просто не сможет обеспечить в обозримом будущем».

Кроме того, по словам специалистов, далеко не на всех участках дорог необходимо строить ливневые коллекторы: там, где дорога идет под уклон, ее профиль планируют таким образом, чтобы потоки воды скапливались у бордюра, и самотеком уходили в ливнеприемник, обустроенный в нижней точке. Правда, при этом мы и получаем те самые ручьи вдоль края дороги, на которые так жалуются ивановцы. Впрочем, если знать цену вопроса – 40 миллионов за километр коллектора, – то этот вопрос снимается сам собой.

Зато, как подчеркивает Виктор Казанцев, при проектировании новых дорог или реконструкции уже существующих в техническом задании обязательно указывается строительство ливневки. В случае реконструкции иногда оказывается, что ливневка уже есть, но требует ремонта или промывки. «На Станкостроителей ливневый коллектор был промыт, и думаю, что уже в этом году результат будет заметен, особенно для тех, кто живет или работает в районе пересечения этой улицы с улицей Некрасова», – добавляет замглавы города.

При этом в Иванове есть десятка полтора мест, где подтопления возникают регулярно и являются серьезной проблемой. Один из самых ярких примеров – микрорайон Новая Ильинка. «В Ильинке подтопления связаны с рельефом местности, микрорайон находится в низине, – поясняет Виктор Казанцев. – И эту проблему надо решать. Сейчас мы разрабатываем проект, с которым надеемся в следующем году войти в федеральную программу, поскольку там требуются очень серьезные средства. Но оставлять ситуацию в том виде, в котором она существует сейчас, я считаю недопустимым».

Есть проблемы с подтоплениями на улице Калинина, на улице Фрунзе, на площади Пушкина и в других местах. Где-то, как, например, около НИИ материнства и детства, вопрос удается решить за счет изменения вертикальной планировки дороги. «В бюджете города ежегодно закладываются средства, и мы стараемся «расшивать» хотя бы 2-3 проблемные точки в год, – рассказывает Виктор Казанцев. – Например, на улице Фрунзе рядом с местом подтопления есть возможность подключения к магистральному коллектору. Но для того, чтобы построить отводящий трубопровод, необходимо перенести три газопровода. Будем разрабатывать проект, надеюсь, что в течение нескольких лет ликвидировать подтопления в этой точке удастся».

Еще одна точка, где в этом году ведутся работы по обустройству ливневки, – Троицкий сквер. Как известно, площадь Пушкина регулярно затапливает из-за того, что туда сходятся потоки воды с трех направлений: проспекта Ленина, улиц Жарова и Почтовой. «В Троицком сквере мы дополнительно устанавливаем несколько ливнеприемников, которые будут перехватывать часть потоков, – поясняет Виктор Казанцев. – По нашим расчетам, с остальным объемом воды ливнеприемник в районе Театрального моста вполне справится. По такому же принципу сейчас обустраиваются ливнеприемники на набережной Уводи на участке от Банного до Соковского моста со стороны «Кранбанка».

А вот с подтоплениями дворов многоквартирных домов ситуация гораздо сложнее. По многим адресам локальная ливневка на самом деле есть, просто она сильно засорена, поэтому весной, осенью и после сильных дождей во дворах стоят лужи. Эта ливневка бесхозная, хотя, по идее, она должна относиться к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку находится на придомовой территории. «Мы, к сожалению, столкнулись с тем, что жители не торопятся принимать решение о включении ливневой канализации в состав общего имущества, – говорит замглавы администрации. – Причина проста: после этого придется нести дополнительные расходы на ее содержание: промывку, ремонт и т.д. А многие ивановцы к этому не готовы. Город, в свою очередь, не может взять на себя эти сети, так как они расположены не на территории общего пользования». Так что здесь ситуация получается патовая, а в случае подтопления жителям придется действовать по прежней схеме: звонить в управляющую компанию, чтобы та нанимала вакуумную машину для откачки воды.

Ивановская ливневка в цифрах

Из почти 300 км автодорог общего пользования в Иванове ливневой канализацией оборудовано только 82 км – менее 30%.

Ориентировочная стоимость строительства 1 км ливневого коллектора составляет 40 млн рублей – без учета затрат на разработку проектной документации, вынос и перекладку коммуникаций, восстановление нарушенного благоустройства.

Работы по ремонту и содержанию городской сети ливневой канализации выполняют 3 каналопромывочные машины, до 7 вакуумных автомобилей и илососов, 2 технических автомобиля. При необходимости используются 2 мотопомпы.

На содержание ливневой канализации в 2018 году из бюджета г. Иваново выделено 11,9 млн рублей. На данный момент израсходовано 8,5 млн рублей. В 2017 году на содержание ливневки затрачено 9,8 млн рублей.

Всего в этом году планируется выполнить работы по промывке более 2500 погонных метров трубопровода ливневой канализации, устройству 3 дренажных и 7 ливнеприемных колодцев. За 8 месяцев подрядные организации управления благоустройства ивановской мэрии выполнили работы по промывке более 1800 погонных метров трубопровода ливневки.

Информацию о подтоплении территорий общего пользования жители города могут сообщать круглосуточно по телефонам Единой дежурно-диспетчерской службы: 41-18-10, 32-41-43, 59-45-07. При поступлении сигналов на место подтопления направляется бригада для выполнения работ по откачке воды.

Самые читаемые статьи

Алексей Машкевич

Владимир Шарыпов: «Мы начали двигаться, и причин останавливаться я не вижу»

Что удалось сделать за два года работы и какие планы у ивановского мэра – в интервью главному редактору «Рабочего края»

Константин Соцков

Что могут коллекторы?

Нередко возникают ситуации, когда гражданин взял кредит в банке или микрофинансовой организации и не смог его вовремя погасить

Анна Семенова

«Клеверята» оперяются

Студии творческого развития «Оперение-Иваново» исполнилось два года

Анна Семенова

Добрые дела – для города и горожан

Что успел сделать за год Фонд содействия развитию города Иваново