БАННЕР
Анна Семенова
О городской ливневке – из первых рук

И пешеходы, и автомобилисты в Иванове периодически ворчат по поводу городской системы ливневой канализации: мол, после каждого ливня проезжая часть затоплена, перейти дорогу можно только по щиколотку в воде. А уже весной, когда снег начинает активно таять – вообще беда…

Этим летом после сильнейшего ливня с градом, который обрушился на областной центр 3 июля, в соцсетях появлялись фотографии затопленного перекрестка Шереметевского проспекта и ул. 10 Августа – прямо под окнами мэрии. Уровень воды достигал такой высоты, что в месте подтопления глохли не только легковушки, но и автобусы.

Будем честными: городские улицы подтапливает не везде и не всегда, да и ливневая канализация там, где она есть, работает в штатном режиме. Хотя в ивановской мэрии признают: уровень развития городской сети ливневой канализации невысок, и именно из-за этого возникают подтопления.

Ливневкой оборудовано около трети городских дорог. Будут ли власти строить ливневую канализацию там, где ее нет? «Ситуация с ливневкой далеко не такая однозначная, какой кажется на первый взгляд, – говорит заместитель главы администрации областного центра Виктор Казанцев. – Один из основных моментов – стоимость строительства трубопроводов. Исходя из сегодняшних расценок километр нового ливневого коллектора обойдется бюджету в сумму около 40 млн рублей – и это без учета стоимости проекта, затрат на перенос коммуникаций и на восстановление асфальтового покрытия, газонов и других элементов благоустройства. Очевидно, что такие расходы город просто не сможет обеспечить в обозримом будущем».

Кроме того, по словам специалистов, далеко не на всех участках дорог необходимо строить ливневые коллекторы: там, где дорога идет под уклон, ее профиль планируют таким образом, чтобы потоки воды скапливались у бордюра, и самотеком уходили в ливнеприемник, обустроенный в нижней точке. Правда, при этом мы и получаем те самые ручьи вдоль края дороги, на которые так жалуются ивановцы. Впрочем, если знать цену вопроса – 40 миллионов за километр коллектора, – то этот вопрос снимается сам собой.

Зато, как подчеркивает Виктор Казанцев, при проектировании новых дорог или реконструкции уже существующих в техническом задании обязательно указывается строительство ливневки. В случае реконструкции иногда оказывается, что ливневка уже есть, но требует ремонта или промывки. «На Станкостроителей ливневый коллектор был промыт, и думаю, что уже в этом году результат будет заметен, особенно для тех, кто живет или работает в районе пересечения этой улицы с улицей Некрасова», – добавляет замглавы города.

При этом в Иванове есть десятка полтора мест, где подтопления возникают регулярно и являются серьезной проблемой. Один из самых ярких примеров – микрорайон Новая Ильинка. «В Ильинке подтопления связаны с рельефом местности, микрорайон находится в низине, – поясняет Виктор Казанцев. – И эту проблему надо решать. Сейчас мы разрабатываем проект, с которым надеемся в следующем году войти в федеральную программу, поскольку там требуются очень серьезные средства. Но оставлять ситуацию в том виде, в котором она существует сейчас, я считаю недопустимым».

Есть проблемы с подтоплениями на улице Калинина, на улице Фрунзе, на площади Пушкина и в других местах. Где-то, как, например, около НИИ материнства и детства, вопрос удается решить за счет изменения вертикальной планировки дороги. «В бюджете города ежегодно закладываются средства, и мы стараемся «расшивать» хотя бы 2-3 проблемные точки в год, – рассказывает Виктор Казанцев. – Например, на улице Фрунзе рядом с местом подтопления есть возможность подключения к магистральному коллектору. Но для того, чтобы построить отводящий трубопровод, необходимо перенести три газопровода. Будем разрабатывать проект, надеюсь, что в течение нескольких лет ликвидировать подтопления в этой точке удастся».

Еще одна точка, где в этом году ведутся работы по обустройству ливневки, – Троицкий сквер. Как известно, площадь Пушкина регулярно затапливает из-за того, что туда сходятся потоки воды с трех направлений: проспекта Ленина, улиц Жарова и Почтовой. «В Троицком сквере мы дополнительно устанавливаем несколько ливнеприемников, которые будут перехватывать часть потоков, – поясняет Виктор Казанцев. – По нашим расчетам, с остальным объемом воды ливнеприемник в районе Театрального моста вполне справится. По такому же принципу сейчас обустраиваются ливнеприемники на набережной Уводи на участке от Банного до Соковского моста со стороны «Кранбанка».

А вот с подтоплениями дворов многоквартирных домов ситуация гораздо сложнее. По многим адресам локальная ливневка на самом деле есть, просто она сильно засорена, поэтому весной, осенью и после сильных дождей во дворах стоят лужи. Эта ливневка бесхозная, хотя, по идее, она должна относиться к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку находится на придомовой территории. «Мы, к сожалению, столкнулись с тем, что жители не торопятся принимать решение о включении ливневой канализации в состав общего имущества, – говорит замглавы администрации. – Причина проста: после этого придется нести дополнительные расходы на ее содержание: промывку, ремонт и т.д. А многие ивановцы к этому не готовы. Город, в свою очередь, не может взять на себя эти сети, так как они расположены не на территории общего пользования». Так что здесь ситуация получается патовая, а в случае подтопления жителям придется действовать по прежней схеме: звонить в управляющую компанию, чтобы та нанимала вакуумную машину для откачки воды.

Ивановская ливневка в цифрах

Из почти 300 км автодорог общего пользования в Иванове ливневой канализацией оборудовано только 82 км – менее 30%.

Ориентировочная стоимость строительства 1 км ливневого коллектора составляет 40 млн рублей – без учета затрат на разработку проектной документации, вынос и перекладку коммуникаций, восстановление нарушенного благоустройства.

Работы по ремонту и содержанию городской сети ливневой канализации выполняют 3 каналопромывочные машины, до 7 вакуумных автомобилей и илососов, 2 технических автомобиля. При необходимости используются 2 мотопомпы.

На содержание ливневой канализации в 2018 году из бюджета г. Иваново выделено 11,9 млн рублей. На данный момент израсходовано 8,5 млн рублей. В 2017 году на содержание ливневки затрачено 9,8 млн рублей.

Всего в этом году планируется выполнить работы по промывке более 2500 погонных метров трубопровода ливневой канализации, устройству 3 дренажных и 7 ливнеприемных колодцев. За 8 месяцев подрядные организации управления благоустройства ивановской мэрии выполнили работы по промывке более 1800 погонных метров трубопровода ливневки.

Информацию о подтоплении территорий общего пользования жители города могут сообщать круглосуточно по телефонам Единой дежурно-диспетчерской службы: 41-18-10, 32-41-43, 59-45-07. При поступлении сигналов на место подтопления направляется бригада для выполнения работ по откачке воды.

Самые читаемые статьи

Николай Голубев

«Готовы умереть на Родине первых Советов»

Тридцать лет назад, весной 1989 года, четыре женщины объявили в Иванове бессрочную голодовку, требуя передать верующим Введенский храм (Красную церковь) – тогда там располагался областной архив. Это была первая публичная акция неповиновения властям в самом советском городе. На плакате голодающих так и было написано: «Готовы умереть на Родине первых Советов»

Константин Соцков

Сердце гимнастки

Карьера спортсмена высокого уровня недолгая, в художественной гимнастике – особенно. И втройне обидно, когда атлет выпадает из соревновательного ритма, а то и вовсе заканчивает карьеру из-за травм и болезней. Так случилось с ивановской гимнасткой, мастером спорта международного класса Анной Лебедевой, у которой обнаружили порок сердца

Владимир Шарыпов

Начинаем строить школы

Рубрика «Слово мэра»

Екатерина Петрова

Крошка для города

Как избавить Иваново от пыли