Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Они начнут действовать с 1 апреля
В областном центре стартует фестиваль «Студенческая весна-2024»
Открытие первой школы на территории современного Иванова произошло задолго до возникновения города

Университеты у дьячка

В 1791 году вотчинной конторой по приказу графа Н.П. Шереметева была организована школа грамоты. Предполагалось, что она будет содержаться на крестьянские средства, но дела шли плохо.

В те годы родители не слишком стремились направить детей в школу. Население села Иванова в основном было старообрядческим, детей часто обучали на дому. 

Я.П. Гарелин писал о жизни в селе Иваново до отмены крепостного права: «Образование находилось в руках раскольничьих начетчиков, лиц духовного звания, как-то дьячков, пономарей, вдов священнослужителей. Ученье начиналось или с 1 ноября с Козьмы и Дамиана или с 1 декабря с пророка Наума… Отправлялись к «мастеру» или «мастерице», так назывались сеятели просвещения в Иванове, приносили им пряник и заставляли будущего ученика или ученицу кланяться три раза в землю. …Когда обучающийся доходил до псалтыря, этим гордились точно так же, как иногда родители в настоящее время гордятся тем, что сын их в университете».

Многие фабриканты старшего поколения указывали, что образование получили «домашнее». Например, Антон Гандурин, который своих сыновей отправил учиться в столичный вуз, любил говорить, что свой «университет» он прошел у дьячка Воздвиженской церкви.

С середины 19 века некоторые прогрессивно мыслящие фабриканты начали открывать начальные школы. В 1847 г. появились воскресные классы для обучения детей, работавших на фабрике И.А. Бабурина. В том же году открылось Покровское приходское училище Я.П. Гарелина. После образования Вознесенского посада оно переместилось на левый берег Уводи, а в 1868 г. преобразовано в училище «для детей мастеровых и рабочих». Кроме обычных предметов здесь изучали фабричное законодательство, историю торговли и мануфактур, черчение, бухгалтерию, устройство машин, применяемых в текстильной отрасли. Для учеников устраивали экскурсии на фабрики. Предполагалось, что выпускники будут работать на предприятиях.

Первая школа для девочек открылась только в 1861-м.

На попечении

После учреждения города Иваново-Вознесенска темпы развития народного образования заметно выросли. К 1914 г. в городе было 37 начальных школ, которые создавались разными ведомствами и отличались по программам и качеству обучения. Церковноприходские школы открывались при некоторых храмах, основное внимание при обучении уделялось Закону Божию, церковнославянскому языку, а также чтению, письму, арифметике. Школы были при некоторых фабриках. Большая школа на 210 учеников открылась в 1895 г. по инициативе М.А. Гарелиной. В 1907 г. выстроили еще одно школьное здание рядом с фабрикой фирмы «Иван Гарелин с сыновьями». Городские приходские училища открывались на средства города.

В 1914 г. были выстроены сразу четыре кирпичных двухэтажных здания. Вопросами образования много занималось Шуйское уездное земство – орган самоуправления в сельской местности. Земские школы открывались вначале в самом селе Иванове, а потом уже в рабочих предместьях, не входивших тогда в черту города – Ямах, Рылихе, Фрянькове, Завертяихе, то есть они предназначались для детей рабочих.

На нужды образования шло около 20% городского бюджета. Зарплата учителя в начальной школе была в 1,5-2 раза выше средней оплаты труда рабочего на производстве. 

Обучение в начальных школах было бесплатным, но около четверти детей из-за нехватки мест, нежелания или бедности родителей оставались без обучения. Шуйское уездное земство в 1897 г., первым в нашем крае, поставило вопрос о всеобщем начальном обучении. Однако только 3 мая 1908 г. правительством был принят закон, в соответствии с которым земствам со стороны государства стали отпускаться крупные средства для перехода к всеобщему начальному обучению. Первая мировая война, революция и гражданская война помешали реализовать эти планы.

Мужчины и женщины

Среднее образование давали гимназии и реальные училища. Обучение в них уже было платным. Однако для способных детей из небогатых семей существовала система поддержки – именные стипендии и материальная помощь от «общества вспомоществования недостаточным ученикам».

Потребности текстильной промышленности требовали открытия учебного заведения, где изучались бы точные науки. Не случайно сразу после учреждения города встал вопрос об открытии реального училища. В 1873 г. первые три класса уже занимались в приобретенном городом частном доме. Вскоре помещение стало тесным. 17 мая 1884 г. состоялась торжественная закладка нового здания – на главной улице Александровской (сейчас там художественный музей).

Обучение продолжалось 6 лет после начальной школы и давало среднее образование, причем принимались только мальчики примерно 10-летнего возраста. Существовал седьмой коммерческий класс.

В 1896 г. при училище учредили среднее специальное учебное заведение – школу колористов с 4-летним сроком обучения. Сюда поступали выпускники реального училища и могли получить специальность химика-колориста.

В 1878 г. в частном доме на Панской улице была открыта первая женская гимназия. Впоследствии учебное заведение трижды меняло адрес. Наконец попечительский совет принял решение о строительстве специального здания, в котором занятия начались осенью 1904 г. (ныне школа № 30).

Кроме семи основных лет обучения существовал восьмой педагогический класс, где наиболее способные девушки знакомились с педагогикой, дидактикой, методикой преподавания, проходили педагогическую практику в младших классах. По окончании выпускницы могли преподавать в начальных школах или обучать детей на дому. В начале ХХ в. в городе открылись две частные женские гимназии – М.И. Крамаревской и П.А. Диомидовской.

Работа в качестве преподавателя гимназии была достаточно престижной. При учебной нагрузке в два урока в день учитель получал около 60 рублей в месяц. С учетом дополнительных часов жалованье учителя было больше, чем у рабочего, в 5-6 раз и в 1,5 раза больше, чем у фабричных служащих.

В 1907 г. выпускник императорского Московского университета С.И. Котровцев, преподававший русский язык в женской гимназии и реальном училище, обратился в городскую думу с ходатайством об открытии мужской гимназии. Большую помощь в решении этого вопроса сыграли фабриканты Бурылин, Полушин, Гарелин – правительственная гимназия открылась в 1911 году. Здесь давали классическое образование и право поступления в университет без экзаменов.

К фабричному производству

Почти одновременно в Иваново-Вознесенске открылись профессиональные учебные заведения, готовившие специалистов для текстильных предприятий, грамотных техников, граверов, чертежников, мастеров разных цехов. Уже в 1872 г. местное отделение Русского технического общества открыло подписку для сбора средств на строительство здания технического училища. Однако сбор пожертвований сильно затянулся. Только с сентября 1894 г. в этом учебном заведении начали заниматься сорок мальчиков. Обучение продолжалось пять лет, причем кроме общеобразовательных предметов значительное время отводилось специальным дисциплинам и практическим занятиям в мастерских. В 1900 г. вещи, изготовленные учениками, показывались на Всемирной выставке в Париже, и училище было награждено золотой медалью.  

Творческие специальности

Престижными считались учебные заведения, готовившие людей искусства. В 1898 г. в городе открылась рисовальная школа в качестве филиала Центрального училища технического рисования барона Штиглица, находившегося в Санкт-Петербурге. Таким образом был создан центр по подготовке художников текстильного рисунка. Наконец, в 1913 г. на базе музыкальных классов состоялось открытие музыкального училища.

Обучение было платным и составляло около 100 рублей в год, что почти вдвое превышало обучение в гимназии. Однако желающих учиться здесь было много. Иваново-Вознесенское музыкальное училище было единственным такого рода учебным заведением во Владимирской и Костромской губерниях. Некоторые выпускники поступали затем в консерваторию. Таким образом, в городе были учебные заведения на разные вкусы и финансовые возможности.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам