БАННЕР
Анна Семенова
Информация о том, что в автобусах и маршрутках Иванова можно расплатиться электронной картой, вызвала большой интерес горожан

Многие порадовались: теперь не нужно будет искать мелочь по карманам, не надо будет переживать, что у кондуктора нет сдачи с крупной купюры. Но, как выяснилось, радость эта была несколько преждевременной.

Электронные карты принимают к оплате лишь в некоторых маршрутках, и нет никакой внятной информации о том, когда эксперимент распространится на все транспортные средства. В троллейбусах «автобусные» карты тоже не принимаются. При попытках выяснить подробности оказалось, что найти одного ответственного за реализацию проекта невозможно. И получить внятные ответы на множество возникающих вопросов – тоже.

Технически просто, практически – большой вопрос

В администрации сообщили, что мэрия в целом заинтересована во введении безналичной оплаты проезда в городском общественном транспорте, однако в данном случае проект реализует ООО «Информационные банковские технологии» (ООО «ИБТ» уже много лет работает на рынке IT-технологий в нашем регионе, реализовало, например, проекты «Универсальная карта школьника» и «Социальная карта жителя Ивановской области»).

В ООО «ИБТ» нам подтвердили, что компания является одной из сторон проекта «Универсальный проездной», цель которого – внедрение безналичного расчета в общественном транспорте областного центра. «Для реализации этого проекта ранее уже была создана вся необходимая инфраструктура – у перевозчиков есть терминалы, которые считывают социальные карты и карты школьника, водители и кондукторы в целом знают, как работать с этим оборудованием, – рассказал Михаил Долганов, директор ООО «ИБТ». – Мы усовершенствовали программное обеспечение, которое теперь позволяет принимать оплату в безналичной форме и с универсальных проездных в соответствии с тарифом, действующим у перевозчика. Универсальный проездной удобен и пассажирам, и перевозчикам. Пассажирам не надо носить с собой мелочь, а водителям не надо отсчитывать сдачу, что повысит безопасность движения и скорость обслуживания. Перевозчики, сдавая выручку в банк, дополнительно оплачивают инкассацию и пересчет мелочи, при использовании универсального – не требуется оплата этих банковских услуг. Для области в целом безналичная оплата проезда в транспорте важна повышением налогооблагаемой базы, так как оборот денежных средств у перевозчиков станет более прозрачным.

Участие в проекте добровольное, и в оплате проезда в безналичной форме заинтересованы прежде всего крупные перевозчики. Для присоединения к проекту необходимо подписать соглашение с оператором электронных денежных средств АО «Кранбанк».

По словам представителя ООО «ИБТ», в перспективе универсальный проездной может стать очень удобным и даже выгодным для пассажиров платежным средством. Например, после каждой поездки с использованием электронной карты на нее могут начислять бонусы, или стоимость поездки по карте может быть ниже, чем при наличном расчете. «Это вопрос договоренностей, а технически все эти моменты мы можем обеспечить в сжатые сроки», – отмечают в руководстве компании.

Перевозчики не против, но не за свой счет

Для того чтобы ивановцы могли более подробно узнать об универсальном проездном, ООО «ИБТ» создало сайт – http://транспорт37.рф. Там есть данные о маршрутах, на которых можно расплатиться электронным проездным. Однако, как выяснилось, эти маршруты обслуживают и те перевозчики, которые не подписали соглашение о присоединении. В их транспортных средствах оплату по универсальному проездному, соответственно, не принимают. И пока на бортах транспортных средств нет табличек, оповещающих о том, что в конкретном автобусе можно расплатиться электронной картой, есть риск попасть впросак. По нашей информации, на сегодняшний день договоры с «Кранбанком» заключили только ООО «Драйв-Авто» и ООО «Волга-Транс». Эти перевозчики работают на муниципальных маршрутах № 1, 2, 7, 8, 12, 13, 32 и 33 и на межмуниципальном маршруте № 112.

Ивановские перевозчики, по их словам, в целом не против внедрения электронного проездного. Но есть немало моментов, которые остаются неурегулированными. «Разговоры о необходимости внедрения безналичной формы расчетов за проезд ведутся уже более полугода, – рассказал Дмитрий Куликов, председатель общественного совета при комитете по транспорту и связи г. Иваново и директор ООО «Экспресс-Лидер». – Однако с конкретными предложениями ни на меня, ни на большинство моих коллег никто не выходил. Об условиях работы с банком по универсальному проездному я случайно узнал на сайте банка. И могу сказать, что эти условия для большинства из ивановских перевозчиков неприемлемы, поскольку за обслуживание электронного оборота нам придется платить 6% от каждой транзакции. Для сравнения: по социальным картам и картам школьника мы платим тому же банку 3%. В чем отличие этих карт и почему обслуживание универсального проездного для перевозчиков обойдется в два раза дороже, мне не очень понятно. Особенно если учесть, что эти 3% с оплаты по социальным картам мы по большому счету платим не с полной стоимости проезда, а с льготной – ведь часть стоимости поездки льготникам оплачивает правительство области. А в ситуации с универсальным проездным 6% будут взиматься с полной стоимости».

Перевозчики говорят, что эти 6%, которые они будут платить за обслуживание электронных проездных, лягут дополнительным бременем на них, и они будут вынуждены включать эти расходы в тарифы. Если учесть, что ситуация с регулированием тарифов на общественный транспорт сегодня донельзя запутанная (на одних маршрутах они регулируются областными властями, а на других – уже нет, и чисто теоретически перевозчик может хоть завтра установить стоимость проезда и в 23, и в 25 рублей), не очень понятно, насколько выгодным для самих пассажиров окажется в итоге универсальный проездной.

***

В «Кранбанке» по поводу высоких тарифов на обслуживание универсальных проездных нам сообщили следующее: «Тарифы АО «Кранбанк» на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это публичное коммерческое предложение, разработанное на основе сложившейся ситуации на финансовом рынке, стратегии деятельности и принципах ценообразования, принятых в банке».

Таким образом, пока «Универсальный проездной» в Иванове функционирует в режиме эксперимента. И если вы приобрели его, нужно быть готовым к разным «сюрпризам» и накладкам. И держать мелочь наготове.

Самые читаемые статьи

Анастасия Басенко

Всё переплетено

Ивановский ситец дополняет реальность в «Гараже»

Наталья Мухина

Из больницы – только домой

Пять лет назад был открыт новый хирургический корпус Областной детской клинической больницы

Николай Голубев

Для театралов-малышей

В ближайший раз «Теремок» заявлен в афише 4 ноября

Анастасия Коныгина

В автошколу приняли не сразу

Как добиться желаемого, если твои возможности ограниченны?