БАННЕР
Редакция РК
Иваново в авангарде

Вот и отгремела «Первая фабрика авангарда» в Иванове. Да-да, именно так – отгремела, я не ошибся – событие, которое на старте виделось как междусобойчик «для избранных», собрало сотни зрителей, участников и гостей. Это тот редкий случай, когда первый блин однозначно не комом – и в организационном, и в смысловом плане.

Иногда казалось, что мероприятий на фестивале даже слишком много, что всего чересчур. Но по прошествии даже небольшого времени понимаешь, что первый раз должен быть таким: многогранным, всеобъемлющим и донельзя ярким. Современное изобразительное искусство, дизайн, фотография, театр, хореография, мода, мощнейшая образовательная платформа… Объять необъятное и побывать везде не получилось ни у кого, с кем удалось пообщаться, но каждый нашел «на фабрике» что-то свое.

Радует, что организаторы и городская власть уверены: у этого культурно-научного изобилия будет продолжение – второй фестиваль, а потом третий и дальше. Как часто будет проходить «Фабрика», изменится ли формат мероприятия – эти вопросы сегодня обсуждаются. Хочется, чтобы «Фабрика авангарда» проводилась ежегодно – только в таком ритме есть шанс стать не местечковым, а федеральным мероприятием. Пусть не каждый год будет такое изобилие тем и направлений. Возможно, нас ждут тематические фестивали, возможно, каждый форум будет акцентировать внимание на конкретном направлении (театр, мода, живопись, урбанистика), возможно, будет какой-то третий подход. Ясно, что проведение такого уровня мероприятий требует денег: бюджетных, грантовых, меценатских. Все эти вопросы надо решать ради того, чтобы фестиваль продолжил жизнь, стал очередным культурным камнем, брошенным неравнодушными профессионалами в тихое болотце повседневной жизни.

Не понаслышке знаю, что чаще всего организаторы крупных культурных мероприятий (а тем более когда идет речь об актуальном искусстве) говорят: лучшая помощь властей – это невмешательство. Отрадно, что с «Фабрикой» не так – без организационной и финансовой поддержки городской власти событие такого масштаба и размаха было бы просто невозможно – и это не дежурные слова. Так получилось, что я не вхожу в состав организаторов, но с первых шагов следил за развитием проекта и знаю, что без участия заместителя председателя комитета по культуре администрации города Ирины Голубевой такого фестиваля не получилось бы. Отдельный разговор о Владимире Шарыпове. Как правило, властные администраторы опасаются поддерживать актуальное искусство – там много непонятного и, на первый взгляд, двусмысленного, что в наше непростое время трактуется как отсутствие «правильной» гражданской позиции, и властные мужи предпочитают поддерживать спорт и национальные праздники, не залезая на опасные интеллектуальные территории – мэр не побоялся и, как видим, не прогадал.

Над реализацией идеи фестиваля, еще год назад казавшегося фантастикой и сумасбродством кучки интеллектуалов, работали настоящие профессионалы, и это главное. Значит, несмотря на постоянную утечку в столицу и дальше мозгов, местная культура не растеряла компетенций: куратор галереи «6 этаж» Мария Миловзорова, актриса Елена Иконникова, мать и дочь Калмыковы, фотограф Андрей Сафонов, художник Ксения Новикова (изредка рисующая для нашей газеты) и другие неравнодушные энтузиасты от культуры.

Особенно приятно отметить среди инициаторов проекта автора «Рабочего края» – ивановского философа и урбаниста Михаила Тимофеева. Для него фестиваль стал логическим продолжением статей в местных журналах «12» и «1000 экземпляров», где он размышлял о прошлом и будущем города Иваново, о его истории, архитектуре, о людях, населяющих территорию, а его «Неканонический путеводитель «Город Красной зари», посвященный Иванову, буквально в момент выхода стал библиографической редкостью. Не часто ученый-теоретик видит воплощение своих идей – Михаилу Юрьевичу повезло.

Да что там говорить – нам всем повезло, что «Первая фабрика авангарда» состоялась в нашем городе, а организаторы и власти уверены, что у фестиваля будет продолжение. Наверное, это главное.

Алексей Машкевич

 

#АВАНГАРДНЕЖДЕТ

Гуси-лебеди и Йоко Оно

На открытии дали «высказаться» каждому направлению. Например, на улице развернули одновременно пять перформансов. Все они были заимствованы у разных авторов. Йоко Оно предлагала отрезать кусочек от своего платья любому желающему, Йозев Войс объяснял картину мертвому зайцу, Марина Абрамович давала посмотреть в глаза художнику, а Джексон Поллок танцевал босиком и разбрызгивал краску по холсту. 

Зачем всё это? Куратор направления «Новейшее искусство» Мария Миловзорова настаивала: «Вот когда сделаете, тогда и поймете». Действительно, современное искусство – это в первую очередь взаимодействие, без которого большая часть приемов просто не работает.

На этом принципе построен и театр «Миниатюръ». В нем актеры также активно контактировали со зрителем во время рассказа любой истории: от показа дрессированной мухи до современной интерпретации сказки «Гуси-лебеди».

Завершили церемонию открытия мастер-классом Максима Торопова (он же Max 13). Художник, ранее сделавший масштабную роспись на стене нового арт-центра «Авангард», просто поставил подпись под своей работой. Уроком я бы это не назвала, но такое несоответствие выглядело забавно.

Ночной клуб или «Авангард»?

Но главным событием вечера всё же стало открытие арт-центра «Авангард». Он находится в здании ЦКиО. Когда-то в этом месте был ночной клуб «Oblicomorale», потом помещение пустовало, а теперь переродилось во что-то принципиально новое. И не только на контрасте с тем, что было.

Ощущение от нового пространства постарались сделать атмосферным во всём: начиная от красных ламп на входе и заканчивая фанерными кубами-табуретками.

Мнение людей можно было даже не спрашивать. Центр обсуждали и так: «Наконец-то Иваново развивается творчески, а то было вообще некуда сходить», – выхватила я из толпы. Мнение выражали и более предметно. Девушка, представившаяся как Го, рассказала: «Я приехала из Москвы, друзья участвуют в фестивале и захотелось их поддержать. Впечатления от центра хорошие: это что-то самобытное, но если сравнивать со столичными местами, то напоминает «Винзавод» или «Артплей».

Нужно ли сопоставлять? Не уверена. Уверена только в том, что арт-центр «Авангард» уникальное для нашего города место. Оказалось, что ночные клубы умеют превращаться в музеи. Жаль, не так же часто, как фабрики в торговые центры.

Трансперсональная фотография

Странность этой выставки ощущалась с самого начала. Так, открытие началось в коридоре перед залом. Руководитель «Творческой группы 111» Юрий Бабич рассказывал: «Все вы видели яркие рассылки в своей почте, но не обращали на них внимания, потому что привыкли к этому. Цель трансперсональной фотографии – втянуть зрителя в игру, прямо взять за руку и втянуть», – мужчина притягивал в этот момент за рукав случайную зрительницу.

Осознав, видимо, что открытие в помещении два на три метра – это не очень удобно, организаторы проводили зрителей в зал. Там завершили официальную часть и представили всех участников. Последнее оказалось важным, так как работы не были подписаны. Это можно принять за особый прием, но выяснилось, что дело не в этом. Большая часть авторов прибыла из Москвы буквально за день до вернисажа, потому размещали экспозицию второпях.

Отдельно работы красивы, но что их связывает, я так и не осознала. Трансперсональная фотография не смогла втянуть меня в свою игру. Слишком уж непонятные правила.

Территория эксперимента и «Провмыза»

Вот представьте: маленькая комнатка, а в ней четыре музыканта. Именно такая площадка досталась ивановской группе «Ганс растерял Андерсон». Посмотреть на то, что происходит в помещении, можно было только через дверь, а вот услышать – везде. Поэтому о том, что ребята играют «Песню гвоздя», знал весь «Шестой этаж».

Но главным событием этой площадки всё же стала выставка «Территория эксперимента». На ней не только привычные зрителям картины, но и, например, «интерактивный проект». Пока что только один.

Вообще «цифрового» было много. Например, компьютерная графика художницы Катерины Коп. И если картины девушки оформлены хорошо, то некоторые другие работы были распечатаны в сомнительном качестве, что портило общее впечатление.

К счастью, такие казусы невозможны для композиций из дерева Антона Кетова или маски с крупными стразами и настоящими зубами.

После выставка плавно перетекла в мастер-класс нижегородской группы «Провмыза», во время которого участники показали свои работы и прокомментировали их под уютным светом настольной лампы.

Наталья Мухина

 

«Для того чтобы чего-то добиться в жизни, должно быть плевать на всех»

В последний день фестиваля в «Точке кипения» выступил Роман Уваров – тот самый молодой дизайнер, встреча с которым обещала быть интересной. Краснодарский творец действительно удивил своими экстравагантными изделиями и методами их создания.

Я хочу. Я делаю

Становится не по себе от того, что перед глазами сидит твой ровесник и воодушевленно рассказывает о своих успехах, а ты, улыбаясь, начинаешь копаться в себе и пытаешься понять, что же ты в своей жизни делаешь не так.

«Вы должны посвящать всего себя своему делу, какие бы люди вас ни окружали, что бы ни говорили – да плевать! Я хочу. Я делаю!». Правда, Роман добавляет: «Конечно, это не должно выходить за рамки: сдирать с людей кожу и шить из нее ботфорты не нужно, а в рамках приличного нужно рисковать и делать что-то классное».

Первый показ

Любой путь к успеху извилист, без терний не обошлась и дорога к мечте у дизайнера. Жить и шить приходилось на университетскую стипендию, которая оставляла желать лучшего. Роман, не посещая ни одной лекции, сумел окончить вуз с красным дипломом.

Дизайнер вспоминает свой первый показ: «Я знал, что сюда пришли люди, которые хотят меня раздавить, уничтожить и полностью убить во мне желание творить дальше. Для всех я казался идиотом, который всегда ходит в пижамах, странно одевается, странно думает, он очень молодой». Несмотря ни на что, показ произвел фурор и коллекция Романа покорила сердца зрителей, а самое главное – сердце мамы.

Если надо бросить – бросай

Родители всегда говорили, что их сын должен «родиться, отучиться в школе, поступить в институт, получить красный диплом, сходить в армию, пойти работать, купить квартиру, найти жену, завести детей, а там…а там уже конец», – ставит точку дизайнер. Ему вовремя удалось свернуть с пути обыденности и погрузиться с головой в мир моды. Роман описывает реакцию мамы от первого увиденного образа на подиуме: «Она сидела на стуле, вжавшись в него, и вся затряслась. Начала рыдать, боясь, что люди этого не поймут». Всё оказалось с точностью до наоборот. Женщина подошла к сыну после показа и сказала: «Если надо бросить университет, то бросай. Конечно, не хотелось бы… Но если надо, то бросай». Момент, когда родители начинают верить в то, что ты делаешь, дает толчок и силы для новых свершений.

Зеркало и лопата

Автор сумки-грелки рассказывал о нестандартных материалах, используемых в коллекциях: «Эти зеркала, например, я бил на собственном балконе. Стелил огромный ковер, клал туда кусок зеркала, сверху него стелил второй ковер, брал лопату и всё измельчал». Пластмассовые туфельки для кукол, светоотражающая фольга для окон, старые гобелены, игрушечные пупсики – всё это Роман задействовал в своей одежде. Благодаря креативному мышлению, он придумал особую технику и назвал ее «лоскутная». Бралась специальная сетка и сквозь нее продевались нитки или ткань. Получались объемные теплые свитера и бомберы.

Необычно? Конечно. В таком направлении движется молодое поколение, и у него неплохо получается. Встреча с такими людьми вызывает не только взрыв эмоций, но и что-то внутри тебя переворачивает. Даже если ты далек от этого мира моды…

Анастасия Коныгина

 

Фабрика идей

Фестиваль – это не только выставки и представления. Это еще и возможность обсудить потенциал и перспективы развития как самого фестиваля, так и города, который позиционирует себя как первая фабрика авангарда.

Публичный диспут «Культурный десант из столицы в провинцию: новые возможности для региона или эксперимент ради эксперимента» предполагал поиск ответов на вопросы о том, какова эффективность культурных процессов, запущенных извне; какую роль в культурной экспансии столицы в провинцию играют географические, экономические и политические факторы и, наконец, какие ошибки взаимодействия культурных элит региона и столичных культуртрегеров следует учитывать.

В рамках круглого стола «Миссия музея современного искусства в индустриальном городе» произошло знакомство с деятельностью Музея современного искусства PERMM, с ключевыми событиями и идеологией Уральских индустриальных биеннале, опытом работы мастерской «6 этаж», а также обмен мнениями о степени востребованности такого рода институций и событий молодежью; перспективах, которые открывает для города создание центра современного искусства.

В воскресенье дискуссионная площадка «Архитектура авангарда и местное сообщество: опыты Москвы, Екатеринбурга и Иванова» работала на NIM-loft. Известно, что Иваново входит в пятерку российских городов с многообразным и оригинальным наследием архитектуры 1920-30-х годов. Несмотря на то, что ряд зданий имеет статус памятников и хорошо известен в городе и за его пределами, их комплексное включение в культурные практики только начинается.

Видеоматериалы всех мероприятий можно найти в сети Интернет

Михаил Тимофеев

 

По итогу

Я говорю о фестивале не как о развлекательном мероприятии, способном привлечь праздные толпы и «сделать авангард доступным» (как отметил один из критиков), а как о культурном и интеллектуальном событии, расширяющим горизонты видения и понимания – искусства, городской среды и ее потенциала как минимум. Поэтому – краткие итоги.

Что получилось?

Во-первых, заинтересовать аудиторию, на которую и был рассчитан фестиваль, – молодые, независимые, творческие, интересующиеся, которым не хватает городских событий определенного формата и уровня.

Во-вторых, показать горожанам, что современное искусство (живопись, фотография, танец, театр) может быть гуманным, разнообразным, интересным, затрагивающим актуальные проблемы, и, наконец, что это просто – красиво.

В-третьих, обратить внимание городского сообщества на авангардное архитектурное наследие и задуматься о социокультурных возможностях его использования.

А еще – первый раз за много лет организовать выставки молодых художников для молодых зрителей;

привлечь к фестивалю внимание участников и зрителей из разных городов России; пригласить очень хороших спикеров;

обеспечить фестивалю международное участие и, соответственно, известность;

наконец – заставить город несколько дней прожить в ритме, которым и должен жить четырехсоттысячник.

Что нужно совершенствовать? (на мой взгляд – первые наметки)

  1. Расширить проблематику интеллектуальной платформы и придать ей выраженный в большей степени диалоговый характер.
  2. Увеличить количество публичных театральных мероприятий.
  3. В большей степени выносить хореографию на открытые площадки.
  4. Расширить географию участников художественных выставок и осваивать новые пространства.
  5. В большей степени соотносить модное направление с идеологией фестиваля.
  6. Увеличивать степень коллективного участия в фотопроектах.
  7. Осуществлять параллельные проекты во время подготовки фестиваля.

Не могу не сказать, что организаторам хотелось бы большей открытости и заинтересованности областных учреждений культуры и площадок, потому что фестиваль – это событие, которое позволит объединиться всем, кто неравнодушен к дальнейшей судьбе города и региона, если, конечно, для них это актуально.

Мария Миловзорова, директор фестиваля «Первая фабрика авангарда»

 

Где конвейер?

Заметки городского ворчуна

Два с половиной дня Иваново жило обычной жизнью большого современного города. Жаль, что так мало. То, что у нас возможно только в рамках фестиваля, – на самом деле должно быть повседневным. И странно, что этого нет. Мы выдаем норму за достижение

Безо всяких фестивалей в 400-тысячном городе должны регулярно открываться выставки, обновляться музейные экспозиции, гастролировать столичные театры, устраиваться диспуты и лекции. Почему этого всего нет? Возможно, плохо работают те организации и чиновники, которые за это ответственны. Возможно, просто публика не очень заинтересована в подобных мероприятиях (и тогда возникает вопрос: надо ли воспитывать зрителя, повышать общую планку и кто этим должен заниматься?).

На «Фабрике авангарда» очень мощной получилась хореографическая платформа. В Иваново приехали ведущие российские коллективы, лауреаты самой престижной театральной премии – «Золотой маски». Спектакли балета «Москва» и уральского «Эксцентрик-балета» хочется разгадывать и обсуждать. Но выступали они в полупустом зале – ивановскими зрителями это оказалось не востребовано.

Программа фестиваля сложилась неровной. Какие-то мероприятия действительно были столичного уровня, какие-то выглядели провинциально. Например, за три дня в городе открылось чуть ли не с десяток выставок, но можно ли выделить хоть одну из них? Примечательно, что действительно авангардные ивановские художники в этих экспозициях представлены не были. Выставки зачастую становились просто поводом для тусовки (хотя и такое должно быть в современном городе).

Должен признаться, что все площадки осмотреть не удалось. Например, в Дом художника меня просто не пустили. Недовольный голос из-за закрытой двери сказал, что воскресенье – выходной. И это при том, что выставка открылась в рамках фестиваля, который был рассчитан именно на уикенд.

Удивительно, что «Первую фабрику» бойкотировали ивановские музеи – по крайней мере, сложилось такое впечатление. Правда, тот же художественный музей всё это уже проходил. Тему русского авангарда здесь «отработали» еще в начале двухтысячных. Именно музей организовал, например, перфоманс на БИМе. Текстильная фабрика еще работала, но прямо в цеху устроили показ видео-арта, во дворе сколотили разлапистые скульптуры. Это было десять лет назад – нынешняя «Фабрика авангарда» на этом фоне в глубоком арьергарде.

Тем не менее неоспоримое достоинство прошедшего фестиваля – попытка привлечь массового зрителя. Не знаю, удалось ли. Но на открытии нового выставочного пространства в ЦКиО действительно было много восторженных молодых людей – студентов младших курсов и школьников. Стали ли они ближе к современному искусству? Или просто пришли на громкую музыку и динамично мигающий красный фонарь? Что могли они понять в полумраке бывшего ночного клуба, рассматривая непонятные инсталляции?

То, что в Иванове прошла «Фабрика авангарда» – замечательно. Организаторы – большие молодцы. Но не надо ждать следующего фестиваля, строить планы на год вперед и примерять лавры. Вечера, насыщенные событиями, должны быть не разовым праздником, а обычным делом. Раз уж у нас «Фабрика авангарда» – включайте конвейер!

  1. S. Если этот отзыв получился излишне критическим – то это от того, что о хорошем уже написали коллеги в своих публикациях. Повторяться не хочется (хотя со многим согласен). И «кому-то надо за истопника»…

Николай Голубев

Фото Варвара Гертье

Самые читаемые статьи

Анастасия Басенко

Всё переплетено

Ивановский ситец дополняет реальность в «Гараже»

Наталья Мухина

Из больницы – только домой

Пять лет назад был открыт новый хирургический корпус Областной детской клинической больницы

Николай Голубев

Для театралов-малышей

В ближайший раз «Теремок» заявлен в афише 4 ноября

Анастасия Коныгина

В автошколу приняли не сразу

Как добиться желаемого, если твои возможности ограниченны?