Жизнь в темноте: счастливый финал
К сожалению, в последние годы чаще приходится писать о проблемах, чем об их решении. Но бывают и исключения. В июне на страницах «РК» мы рассказали печальную историю ивановского пенсионера Валерия Дмитриевича Прыткова, живущего в коммунальной квартире. 30 октября 2016 года в комнате его соседа произошел пожар. Виновник пожара погиб, от огня и воды пострадала проводка во всей квартире, и электроэнергию отключили. Валерий Дмитриевич остался без электроснабжения. В управляющей компании в ответ на все просьбы восстановить проводку и счетчик резонно отвечали, мол, за эти работы должен заплатить собственник. Денег у Валерия Дмитриевича не было, и почти два года он жил без света. Вдобавок к этому внезапно обнаружилось, что погибший сосед не платил за электричество и накопил долг в 9 тысяч рублей. И взыскивать этот долг энергетики решили с Валерия Прыткова, поскольку лицевые счета в коммуналке не были разделены.
Ситуация, в которой с точки зрения закона коммунальщики действуют правильно, а на деле получается абсурд, казалась безвыходной. Но в Иванове немало добрых людей, которые не остались равнодушными к бедам 80-летнего пенсионера. Благотворители, попросившие не называть их имена, оплатили электромонтажные работы в квартире Валерия Дмитриевича, а сами работы – монтаж новой проводки, установку розеток и выключателей, а также установку и пломбировку нового счетчика – выполнили специалисты ООО «ЭСК «Гарант». В итоге в сентябре в комнатах Валерия Дмитриевича вновь загорелся свет.
Что касается долга, тут ситуация сложнее. Формально долг в сумме более 9 тысяч рублей числится за всеми собственниками квартиры. И взыскивать этот долг судебные приставы могут со всех владельцев коммуналки, в том числе с тех, кто исправно платил. Однако с учетом конкретной ситуации гарантирующий поставщик электроэнергии – ООО «ЭСК «Гарант» – отозвал судебный приказ о взыскании задолженности по квартире, где живет Валерий Дмитриевич, из службы судебных приставов.
«Что касается прежней задолженности за поставленный ресурс (9203 рубля, которые отражаются в квитанциях), то гарантирующий поставщик, учитывая все обстоятельства, предоставил Валерию Дмитриевичу Прыткову отсрочку выплаты, – поясняет директор по биллингу и клиентскому сервису ООО «ЭСК «Гарант» Алексей Шраменко. – В настоящее время ему необходимо оплачивать только текущее потребление электроэнергии по вновь установленному индивидуальному прибору учета, который в том числе частично учитывает потребление электроэнергии в местах общего пользования данной коммунальной квартиры».
Так что, можно сказать, что жизнь в темноте у Валерия Дмитриевича закончилась. Теперь он снова может смотреть телевизор, слушать радио, словом – вести нормальную жизнь.
Правда, эту жизнь омрачают новые напасти. Проблемный сосед не платил не только за электроэнергию – и теперь за пенсионера взялись другие поставщики коммунальных ресурсов, в частности «Водоканал». Так что, похоже, Валерию Дмитриевичу придется вновь – в который раз – объясняться с коммунальщиками и доказывать, что свои обязательства по оплате он выполняет вовремя.
Коммуналки: что делать, если соседи не платят?
В истории с Валерием Дмитриевичем Прытковым главной причиной всех проблем стало то, что квартира, в которой живет пенсионер, является коммунальной. Как быть с нерадивыми соседями, которые не платят за жилищно-коммунальные услуги, как доказать, что это именно они накопили долг?
Отвечает Алексей Шраменко, директор по биллингу и клиентскому сервису ООО «ЭСК «Гарант»:
«Как правило, в коммунальных квартирах лицевые счета собственников разделены. Однако они не всегда актуализированы, поскольку собственники таких жилых помещений не исполняют должным образом обязательства, определенные Правилами предоставления коммунальных услуг. Например, не информируют РСО о смене собственника, выбытии/регистрации жильцов либо делают это несвоевременно.
В любом случае порядок расчетов за электроэнергию в коммунальных квартирах подробно изложен в п. 50 правил предоставления коммунальных услуг. В частности, там приводятся формулы, по которым рассчитывается плата в случаях, когда отдельные помещения оборудованы комнатными приборами учета, а также когда есть только общий (квартирный) прибор учета».
Специалисты рекомендуют жителям коммунальных квартир внимательнее относиться к цифрам в квитанциях, которые они получают, и при наличии информации даже о незначительной задолженности обращаться в ресурсоснабжающую организацию или управляющую компанию, чтобы решить проблему на ранних стадиях – пока еще к вам не пришли судебные приставы взыскивать соседские долги.