БАННЕР
Константин Шаронин
Они начали творить панк-ска-буффонаду на сцене задолго до «Ленинграда»

Даже для лихого безвременья конца 80-х – начала 90-х их музыка была слишком самобытной и хулиганской. Но по статистике студий звукозаписи ивановская группа «Дети Петра» обходила таких мастодонтов русского рока, как «Кино», «ДДТ» и «Наутилус-Помпилиус». Феерические шоу, не укладывающиеся в нормы общепринятой морали, лишь подогревали интерес к этому коллективу. Увы, звезда «Детей Петра» горела очень ярко, но очень недолго. В самом начале 90-х группа исчезла, и казалось, что навсегда. О том, как было на самом деле, расскажет один из участников этой славной команды Евгений Курсин

– «Дети Петра» были настоящей бомбой конца 80-х. Как возникла группа?

– Мы познакомились с Сашей Авдеенко в 1984 году, когда попали в одну группу текстильного института. Я тогда уже играл на гитаре в Кохме на танцах, Саня тоже занимался музыкой. На второй курс к нам в институт из Целинограда (ныне Астана) перевелся Сергей Письменный (кличку «Пётр» он привез из Казахстана – то, что его зовут Сергей, я узнал примерно через год после знакомства), и наша веселая компания вовсю тусила и гуляла.

Будучи студентом, мне посчастливилось подрабатывать диджеем в Кохомском ДК завода «Строммашина», и у меня был доступ к весьма неплохой по тем временам аппаратуре и музыкальным инструментам (барабаны, клавиши и прочее), которые для исполнения панковской музыки были вполне пригодны.

За время учебы в институте я поиграл на бас-гитаре во многих группах и в разных стилях (даже несколько раз репетировал с группой «Танцы на воле» – это наш ивановский «Depeche Mode»; потом ребята полностью перешли на электронику и переехали в Москву, кто-то в США).

Середина 80-х – ощущение свободы, перемены чувствовались во всём. Что раньше было «нельзя», теперь стало «можно», и музыканты всех мастей и всех уровней ударились играть то, что давно хотелось: хард, хеви-метал, нью-вайф и прочее. Мне тоже посчастливилось опробовать эти новые для нас направления, играя в различных проектах, но хотелось чего-то необычного, непохожего на остальное.

В то время русский панк-рок только зарождался, в Ленинграде и в Москве уже были «необычные» команды, но до нас доходили только слухи про них, небольшие статьи в самиздатовских журналах и аудиозаписи в ужасном качестве на магнитной ленте.

Анархистский флаг в «Ленинце»

– И вы решили делать свое?

– В самые короткие сроки собрав костяк группы, мы приступили к репетициям в Кохме. С помощью двух катушечных магнитофонов записали несколько песен и отвезли это безобразие ивановским «музыкальным боссам». «Боссы» обозвали это всё нехорошим словом, но сказали, что в этом что-то есть.

   Напомню, что в группе были друзья, а не музыканты, и играли мы по принципу «чтобы был ритм и немного в ноты попадать». А если и не попадали, то это должно было называться «художественным решением», типа, «мы так видим». Летом 1989 года мы умудрились выступить в Кохомском ДК на большой сцене в перерыве моей дискотеки (на дискотеку тогда человек 200-300 приходило). Уже тогда были опробованы некоторые будущие детипетровские «фишки»: например, вынос вокалиста на сцену в бутафорском гробу и всякие немузыкальные вещи на сцене (костыли, раскладушки, знамена, транспаранты и прочее – всё, что можно было найти в бескрайних подвалах ДК и в наших гаражах). Конечно, тогда никто ничего не понял, но слухи по городу уже поползли. Добавила ажиотажа и фотография в областной газете «Ленинец» к статье про предстоящий осенний фестиваль-конкурс «Радуга» – там мы все размалеванные, в драных джинсах и куртках, на фоне большущего анархистского черного флага. И когда на этом фестивале-конкурсе мы выползли на сцену бывшего музтеатра, нас уже приветствовал переполненный зал человек на пятьсот, поддержка была ошеломляющей. На сцене творилось что-то невероятное, и зрители отвечали тем же.

«Дети Петра» сломались на граде Петра

– Что было с группой дальше?

– Вдохновившись первым успехом, с ходу записав альбом «Златые горы», принесли совершенно безвозмездно это «сокровище» Саше Новожилову в студию записи ГМИ (Группа музыкальный информации). И запись эта стала распространяться с бешеной силой, на какое-то время оставив позади по количеству заказов даже наипопулярнейшие тогда «Кино», «Наутилус-Помпилиус», «ДДТ». В те времена в нашей биографии было много разных выступлений, и на одном из них от студии ГМИ нам вручили премию в 400 рублей – огромные по тем временам деньги (например, моя стипендия была 40 рублей в месяц). Так студия нас отблагодарила за альбом «Златые горы», разошедшийся по Иванову и дальше большущими тиражами. Мы сразу же решили, что будем делать с такими деньжищами: двести рублей потратим на запись нового альбома, а оставшиеся двести рублей просто пропьем, покупая у бабушки Фаи самогон по 15 рублей. Оба проекта были благополучно реализованы: и деньги пропили, и записали альбом «Радива Юность» (это уже 1991 год). Записал нас тогда Сергей Логинов, который был «звукачем» у ленинградской группы «Нате» и имел «хитрую» портостудию, с помощью которой можно было накладывать звуковые дорожки и сводить всё в готовую фонограмму. Альбом «Радива Юность» стал не менее популярным и разошелся опять же через студию ГМИ огромными тиражами, опять на 2-3 месяца заняв первое место по заказам, обойдя знаменитых рокерских «монстров».

Далее была попытка выйти за пределы Ивановской области. Мы втроем (я, Саня Авдеенко и Андрей Захаров) повезли записи в Ленинград, чтобы через рок-клуб (на Рубинштейна, 13) договориться о своих выступлениях в городе на Неве. И хотя мы были в Ленинграде всего 3-4 дня, можно книгу написать про наши похождения. Подготовка к такому важному для нас концерту велась очень серьезная, но накануне выступления нам сообщили, что зал перекупили «попсовики». Естественно, руки у нас опустились. После этого были еще выступления в Иванове, но почему-то дальше никуда «дергаться» не стали. В 1992 году еще продолжали собираться на репетиции, но уже не было такого настроения, как раньше. И в 1992-м не было ни одного выступления «Детей Петра». А потом просто перестали репетировать, что-то придумывать…

Полный неформат

– Насколько мне известно, в середине нулевых произошло весьма успешное возрождение группы? 

– Да, в 2004 году мне позвонил один из ивановских музыкальных продюсеров и предложил сделать концерт. Я обзвонил всех наших, и оказалось, что все живы-здоровы и не против опять собраться, вспомнить молодость. Взяли и собрались, а потом устроили масштабный концерт в «Таганке», пригласив несколько ивановских коллективов, которые кроме собственных песен в обязательном порядке спели в своих аранжировках по одной-две наших. Было очень прикольно, когда девчачья панк-группа с немыслимыми ирокезами писклявыми голосами орала в микрофон «Винище взяли?! А телок взяли?!» и тому подобное. Народу на концерт пришло достаточно, и многие хором подпевали, что было очень приятно. Следующий концерт, еще более масштабный, был уже в 2006 году в «Экипаже» и тоже прошел весьма успешно. И так, раз в году, мы собирались «тряхнуть стариной». Довелось на разогреве у «Гражданской обороны» выступить в 2007 году. И как-то перед «Королем и Шутом» играли на открытии байк-сезона. Даже один раз в качестве гостей малым составом в акустическом варианте поучаствовали на бардовском фестивале-конкурсе «Высоковская струна», получив приз «Полный неформат».

– Вообще, то время и день сегодняшний – это ведь две огромные разницы?

– Да, разница большая. Но лично для меня всё здорово было и тогда, и сейчас. Мир изменился, и жизнь изменилась, общество другим стало. Как говорит Пётр, «нашему поколению довелось пожить при разных политических строях», где совершенно разные ценности, понятия и прочее. Так что приходится учиться жить при каждом строе.

Константин ШАРОНИН

Самые читаемые статьи

Николай Голубев

Жить на четыре тысячи в месяц, чтобы стать магистром

Студент Дмитрий Федоров оказался практически без средств к существованию

Наталья Мухина

Киномеханик, который не смотрит кино

История о том, кто и как показывает вам фильмы

Дарья Капкова

Человек, которому приходится видеть больше других

Как к жизни в городе приспосабливаются тотально слепые или люди с почти полным отсутствием зрения?

Владимир Шарыпов

Лёд тронулся

В рубрике "Слово мэра" - об организации пассажирских перевозок