БАННЕР
Алексей Машкевич
Что удалось сделать за два года работы и какие планы у ивановского мэра – в интервью главному редактору «Рабочего края»

В ноябре исполняется два года, как депутаты выбрали главой города Владимира Шарыпова. Владимир Николаевич – самый молодой градоначальник за всю историю Иванова, и в том числе поэтому к его работе приковано пристальное внимание. Что удалось сделать за два года работы и какие планы у ивановского мэра – в интервью главному редактору «Рабочего края».

– Вы пришли на должность при губернаторе Павле Конькове, потом власть в области поменялась. Контакт со Станиславом Воскресенским установлен?

– Станислав Сергеевич уделяет огромное внимание областному центру и именно при его поддержке реализуются те проекты, которые стали знаковыми для ивановцев: от благоустройства и развития городской среды до масштабной реконструкции Дома культуры меланжевого комбината и спортивной площадки в Московском микрорайоне. Надеюсь, в 2019 году областной центр будет ему так же интересен, ведь здесь проживает половина населения региона.

– Ясно, что губернатор уделяет областному центру особое внимание. Вопрос о другом: у мэра Шарыпова с губернатором Воскресенским есть контакт и понимание или всё общение идет только в рамках разделения полномочий?

– Конечно, речь в первую очередь идет об отношениях в рамках полномочий, но, мне кажется, контакт с губернатором полный и плотный – и городская администрация старается не подводить главу региона.

– Вы не избирались напрямую жителями, за вас голосовали депутаты. С городской думой у вас за два года сложились отношения?

– Сложились полностью. Понятно, что администрация иногда «напрягает» депутатов, внося документы на рассмотрение в самые сжатые сроки – дума не отказывает, депутаты идут навстречу. Думаю, можно говорить о полном взаимодействии с представительным органом, и надеюсь в следующем году выйти на новый уровень: будем увязывать деятельность депутатов в округах с работой администрации. Надо объединить финансовые усилия депутатов-одномандатников с программами мэрии по уличному освещению, благоустройству и другим. Депутатам зачастую лучше, чем нашим работникам, известны болевые точки в округах – не всегда речь идет о масштабных проектах, часто это совсем мелкие вопросы: ливневку почистить, гравий подсыпать в частном секторе. Сейчас совместно с депутатами пересмотрим программы, которые есть в администрации, в том числе для того, чтобы по уличному освещению делать новые объекты именно там, где нужно – у школ, детских садов, в людных местах, а не освещать тупики, где люди не ходят. Надо посмотреть, где установить спортивные и детские площадки. На примере Московского микрорайона мы показали, как это делать, чтобы уйти от «колхоза», который до недавнего времени был в этом вопросе. Считаю, что спортивные и детские площадки должны быть квартальными, а не два-три элемента в каждом дворе – это куце и жителям никакой радости: оборудование часто устанавливается прямо в грунт, грязь, лужи.

– Председатель Ивановской городской думы сам в прошлом сити-менеджер. Это помогает в работе или, наоборот, возникает ревность и непонимание?

– Никакой ревности нет. Большое везение для меня, что возглавляет думу именно человек, знакомый с работой администрации изнутри, – это очень помогает. Александр Станиславович Кузьмичёв обладает знаниями и компетенциями, с пониманием относится к иногда несвоевременной подготовке документов – количество работников администрации ограниченно, федеральное законодательство меняется постоянно, мы иногда не успеваем соблюсти необходимые сроки.

– Главный критерий оценки руководителя – наличие команды. У вас в городской администрации уже сложилась команда единомышленников или процесс не завершён?

– Скорее второе. Если говорить о таком огромном коллективе, как администрация города (а это тысяча человек с подведомственными предприятиями), всегда есть ротация. Нет такого, чтобы сказать: «Всё, мы остановились, команда готова»…

…даже в маленькой редакции «Рабочего края» постоянно идут перемены.

– Безусловно, людей, которые сейчас работают в администрации, считаю членами своей команды: поддерживаю их и вижу обратную связь, которая, к счастью, есть. Думаю, процесс формирования команды на этом уровне никогда не останавливается, идет естественная ротация: кто-то устает и меняет работу, кто-то перестает устраивать меня как руководителя – это нормально, нет ничего страшного.

О дорогах, пешеходном кольце и точечной застройке

– Заходя на должность, вы явно строили какие-то планы на год, полтора, два. Какие из них были общие – сделать жизнь лучше, а какие измеряемые?

– Общих задач я себе не ставил – были совершенно конкретные планы, о чем я говорил во время участия в конкурсе на должность главы города: в первую очередь о дорогах, которым надо уделять больше внимания. Главным за прошедшие два года для меня стал проект улицы Станкостроителей, который в следующем году будет завершен. А к 2020 году планируется соединить улицу Некрасова с Южным аэропортом, минуя кольцо у автовокзала, и, по сути, это станет Западным обходом города от улицы Фрунзе – выезда на Кострому, с использованием существующей городской уличной сети – к выезду на Ярославль, а оттуда по улице Станкостроителей – на Москву. Там будет минимальное количество светофорных объектов, маршрут будет активно использоваться автомобилистами, а главное – освободит городские улицы от большегрузного транспорта. Любое движение большегрузов изнашивает городскую транспортную сеть, и мы, проектируя дороги на улицах обхода, закладывали ресурс, который прослужит десятки лет.

– При прошлых руководителях были озвучены буквально наполеоновские планы по строительству дорог, в том числе возведение нового моста в районе улицы Бубнова. Что уже сделано и корректируются ли эти планы?

– У нас все мосты находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в ремонте – эту проблему надо решать. Что касается моста, о котором вы говорите: проектно-сметная документация в этом году доделана, работы не остановлены – деньги уже потрачены, и иначе это было бы неэффективным расходованием бюджетных средств.

– Но городу финансово не вытянуть эту тему.

– Думаю, что и области не вытянуть – рассчитывать можно только на федеральные деньги из Дорожного фонда. Но когда мы эту тему обсуждали с губернатором, было принято стратегическое решение: сначала завершить Восточный обход – он городу сегодня важнее, чем мост. Дело в том, что только на выкуп огромного количества частных домовладений от улицы Бубнова до предполагаемого моста нужна гигантская сумма, оцениваемая в 120 миллионов рублей. Понятно, что городу этот мост нужен, хорошо, что есть проектно-сметная документация – теперь всё зависит от позиции губернатора и от возможности привлечения федеральных средств.

– Много денег было выделено на благоустройство городских территорий. Это направление изначально было вашим приоритетным или просто пришли федеральные деньги?

– В городе напрочь отсутствовала пешеходная инфраструктура, погулять пешком было негде – кроме парков, которыми мы тоже занимаемся. Свою концепцию мы презентовали в начале 2017 года. Это малое пешеходное кольцо – от Соковского до Театрального моста, большое пешеходное кольцо – от железнодорожного вокзала до площади Революции, включая границы проспектов Ленина и Шереметевского. И наш стратегический план – пока это территория набережной от Театрального моста до парка Степанова, а потом у меня в мечтах пешеходная зона, которая свяжет два наших крупнейших городских парка: Харинку и Степанова. И мы Иваново не узнаем – появится протяженная набережная, горожане получат буквально новый город. Мы вернем в оборот территории, которые сегодня не используются, и это большая проблема – у города нет центра. Хочется, чтобы со временем эта огромная прогулочно-пешеходная зона между двумя парками стала местом притяжения горожан.

– Территории не используются из-за того, что у города нет сил их освоить, или у земли частные владельцы, с которыми невозможно договориться?

– Это комплекс проблем – иначе бы мы давно всё решили: и нехватка денег, и нехватка инвесторов, есть собственники бывших фабрик, продолжающие держаться за руины и не знающие, что с ними делать: не хотят или не могут продать старые стены. Мы начали с того, что собрали исходные данные о коммуникациях, узкоколейках, владельцах и всём остальном (речь о территории набережной от Театрального моста до улицы Громобоя). Ведь то, что сейчас мы считаем центром города, в недавнем прошлом было промышленной зоной со всеми вытекающими проблемами. И план, о котором я сказал – парк Харинка, парк Степанова, – это история на десятилетия. Но мы начали двигаться в этом направлении, и причин останавливаться я не вижу.

– Раз заговорили о земле и проблемах вокруг нее, давайте поговорим о точечной застройке, от которой все мэры обещают избавить город. Что делалось и делается в этом направлении?

– У меня нет привычки что-то обещать, если не уверен, что смогу сделать. В конце года я говорю, что буду делать в следующем, потом отчитываюсь и намечаю планы на новый период.

По точечной застройке: мы изъяли более 35 земельных участков – где-то закончился срок аренды, где-то не вносилась арендная плата. Была проведена инвентаризация земельных участков, и где было можно провести изъятие – мы это сделали. В кварталах жилой застройки, изымая земельный участок, на котором кто-то хотел возвести строение, сразу меняем зону назначения и закрепляем изменения в генплане – чтобы к этому вопросу было невозможно вернуться. Понятно, что чисто теоретически возможно всё, но мы стараемся делать процесс настолько публичным и прозрачным, что даже если вектор когда-нибудь сменится, это вызовет общественный протест.

Какие-то участки мы изъять не можем – они находятся в частной собственности, и их можно только выкупать. Город сегодня не может позволить себе выкупить все участки, которые разошлись на «аукционах щедрости» прошлых лет, когда они распределялись по акту выбора и на них строили какие-то сараюшки, с которыми участки переходили в частную собственность – наиболее защищенную категорию земель. Инструмент выкупа мы будем использовать только в центре города, как, например, с пресловутым «утюгом» на площади Пушкина.

– Он все-таки будет снесен?

– Если я буду и дальше главой города, мы его однозначно снесем – вся подготовительная работа проведена, осталось только определить через суд стоимость и снести здание в связи с расширением дорожного полотна.

Транспорт для граждан или «закошмаривание» бизнеса?

– Еще больная тема: общественный транспорт. Что поменялось на рынке перевозок?

– Мы пересмотрели нормативную базу и порядок проведения конкурсных процедур – чтобы на конкурс выходили владельцы транспорта, а не посредники. Дальше совместно с регионом мы разрабатываем систему перехода на регулируемые тарифы, с уходом от транспортных средств малой вместимости, с расторговкой маршрутов, с ликвидацией дублирования. В работе пользуемся исследованием пассажиропотока, заказанным предыдущей администрацией, – оно поможет убрать дублирование городских и межмуниципальных маршрутов, это дублирование сегодня колоссальное. Часто на одном маршруте работает несколько перевозчиков, а у города нет возможности привлекать их как юридических лиц к ответственности за отсутствие транспортного средства на маршруте.

– Перевозчики как-то сопротивляются?

– Еще как. Сейчас мы вносим изменения в областной закон об ответственности перевозчиков, и некоторые из них начали говорить, что мы «кошмарим бизнес». Но мы действуем в интересах сотен тысяч жителей города и эту работу продолжим. Вынесли вопрос на публичные слушания в департаменте экономики – надеюсь, губернатор нас в этом вопросе поддержит.

– «Рабочий край» писал, что муниципалитет продолжает закупать троллейбусы – это значит, что МУП «ИПТ» не будет погублен, а контроль над отраслью окончательно не перейдет в частные руки?

– Надеюсь, что ИПТ не погибнет, хотя у нас трудная ситуация с бюджетом. Но если бы были такие планы, мне в 2016 году было легче принять решение: тогда ИПТ находился на грани банкротства и я мог закрыть тему, сказав, что ко мне она не имеет отношения. Но мы решили сделать наоборот: вложили денежные средства, погасили 4/5 существовавшей задолженности, предприятие вышло на положительный баланс. Более того, МУП смог привлечь лизинговые компании – это значит, там хорошие финансовые показатели. Проблемы до конца не исчезли, связаны они с транспортной ситуацией на дорогах города, о которой я уже говорил: с дублированием частными перевозчиками, в том числе троллейбусных маршрутов. Троллейбусы ходят пустыми и из-за того, что они не такие маневренные, и из-за того, что в час пик на остановках выстраиваются очереди из маршруток. Поэтому стоит задача уйти от маловместительного транспорта – он не только мешает троллейбусам, но и бывает опасен для пассажиров, так как загружает городские улицы. Ведь один нормальный автобус увезет столько же пассажиров, сколько четыре маршрутки. Сократить количество транспортных средств на дорогах города – еще одна задача, стоящая перед администрацией. Надо перейти от интервала движения к расписанию, когда пассажир точно знает, что, выходя из дома в определенное время, он уедет на работу.

Фабрика для души

– За два года работы появились проекты, к которым больше всего лежит душа?

– Это улица Станкостроителей – не понимаю, как предыдущие руководители про нее забыли и довели до такого состояния – будто ее и не было никогда.

– Это важно для города, а для себя, для души?

– Это фестиваль «Фабрика авангарда». Наш город интересен, в нем живут неравнодушные люди, и не хочется, чтобы мы были в Золотом кольце чужеродным элементом. Собрался замечательный коллектив организаторов, которым я безмерно благодарен. Переживал, когда фестиваль готовился и проводился – был страх, что люди могут не прийти. Мне кажется, что для первого раза получилось очень хорошо – организаторы вытянули мероприятие на высокий уровень.

– У «Фабрики авангарда» есть будущее?

– Надеюсь на это. Будем делать всё возможное, чтобы повторить фестиваль в следующем году. Понятно, что есть проблемы с финансированием, потому что в этом году был президентский грант, который не дают два года подряд. Но если мы будем это делать раз в два года, бренд фестиваля придется очень долго раскручивать – люди каждый раз будут относиться к происходящему как к чему-то новому. Хочется, чтобы он стал традицией – как «Открытое небо», например.

Еще есть проект «Кванториум» – было пустующее помещение, была федеральная программа, не воспользоваться было глупо. Да, город отвлек туда значительные финансовые средства, но это вопрос нашего будущего, образования наших детей, получающих достойный уровень знаний и самое современное в России оборудование. Уверен, что дети, которые смогут посещать «Кванториум» и потом выберут профессию инженера, – это важно для страны.

Зачем мэру общение

– Вы часто встречаетесь с общественниками, блогерами, над вами за это подтрунивают социальных сетях... Что дает подобное общение?

– Конечно, видел, но это там повсеместно – соцсети дают такую возможность, ведь в глаз не получишь, сидя на диване, все такие смелые. Я к этому отношусь спокойно, просто есть критика, а есть брюзжание. В эти выходные, например, нам написали, что остановка сломана и две недели никто ничего не делает – достаточно эмоционально написали. Ясно, что для меня это не повод обижаться на людей, а повод найти причину, по которой за две недели не восстановили остановку. И решить вопрос в кратчайшие сроки – это в наших силах, это не мост построить.

– Вопрос был: что дает общение?

– В современном мире чиновник должен быть максимально открыт и готов к публичному объяснению действий – это дает возможность не совершать ошибок. Не делать того, что противоречит интересам общества. Чтобы люди понимали: когда мэр говорит «Надо построить дорогу», это дорога не к коттеджу его друга (иногда в природе такое встречается), а там, где плотный трафик и без новой дороги никак. Это касается всего – от дизайн-кода до восстановления заброшенных объектов.

– Вы формируете новый общественный совет. Что-то принципиально поменяется или он так и останется декоративным органом?

– От общественного совета нового созыва мне хотелось бы большей вовлеченности в работу городской администрации. Чтобы у вошедших туда людей была своя позиция – пусть не по всем вопросам, но в пределах компетенции. Кто-то будет консультировать по транспорту, как Владимир Владимирович Батурин, кто-то по вопросам благоустройства, как Илья Валерьевич Пигалкин. Именно такие люди нужны в совете. Они не всегда довольны работой администрации, часто меня критикуют – мне важно, что они глубоко разбираются в вопросе, а мы должны учитывать их мнение. Нужно, чтобы общественный совет стал генератором идей, находящих воплощение в работе и приводящих к качественному скачку.

Если таких людей в совете будет больше, жизнь работников администрации станет тяжелее. Но я не думаю, как сделать свою жизнь легче – надо делать город лучше и удобнее для жизни.

– Вы надеетесь, что депутаты гордумы вам продлят срок полномочий весной?

– Всё будет зависеть от задач, которые губернатор и городская дума поставят главе города. Если мои компетенции для этого не подойдут, то и горожанам будет лучше, если кресло займет другой человек. Если они пригодятся, с удовольствием продолжу работу, потому что не всё успел сделать из того, что было запланировано.

 

Самые читаемые статьи

Владимир Шарыпов

Будьте здоровы во всех смыслах этого слова

Рубрика "Слово мэра"

Мария Махова

О патриотизме

Мне все равно, за сколько времени он соберет автомат

Николай Голубев

Никакой романтики и героизации

Сегодняшнее интервью к 23 Февраля – не с генералом и даже не с офицером. А с простым сержантом запаса

Наталья Мизонова

О мужчинах и женщинах

Шуточка на серьезную тему