БАННЕР
Константин Шаронин
В декабре в нашем городе пройдет небольшой рок-фестиваль «Зимнее солнцестояние». Среди его организаторов ивановская группа «Танец Солнца»

Группа с ярким и запоминающимся названием «Танец Солнца» в представлении не нуждается. Уже 25 лет этот коллектив уверенно занимает свою нишу в некоммерческой ивановской музыке. О текстах лидера группы Александра Павлова можно с полным правом говорить как о замечательном образчике современной поэзии, а в музыке команды гармонично соседствуют фолк, пост-панк, элементы готики и гаражного рока…

Вначале было солнце

В лохматые времена, в которые берет свое начало «Танец Солнца», полуподпольных рок-групп в нашем городе было, мягко говоря, немало. Но «Танец Солнца» всегда выделялся из общего потока. И потому, что играли без соло-гитариста, и потому, что не ставили своей целью подражать легендам русского рока, но изначально ориентировались на западные первоисточники – «Joy Division», «The Cure», «Bauhaus», «Siouxsie & the Banshees».

Говоря о «Танце Солнца», нельзя не уделить самого пристального внимания его «отцу-основателю» Александру (впрочем, все называют этого милейшего человека не иначе как Шуркой) Павлову. Он – прирожденный поэт и музыкант. Александр пишет не тексты, но стихи, сочиняет к ним не условный аккомпанемент, а музыку. Занятный факт – о чем бы ни писал Павлов, он всё равно пишет о любви. О борьбе добра и зла внутри человека, о войне с самим собой и с несправедливостью жизни. Тут дело в ощущении песни, в ее послевкусии для слушателя. Тем более что больших и малых, явных и тайных войн хватает на всех и всегда. В эпицентр великого и ужасного советского рока Саша не попал по возрасту (в музыку он пришел, как было сказано выше, в начале 90-х). И хорошо, что не попал, ведь он никогда не писал «социалку». В песнях «Танца Солнца» нашла свое выражение сама суть человечья, которую, как тему, никогда не исчерпать. Да, эти песни никогда не были веселы и оптимистичны, но грусть в них всегда была и остается жизнеутверждающей. А что до блюзового настроения своего лирического героя, то в беседах за жизнь сам Павлов частенько иронизирует над ним.

Неочевидные ответы

Я люблю задавать себе очевидные вопросы. Например, почему песни «Танца Солнца» хорошие? «Они грустные», – отвечает мне внутренний голос.

«Их щемящая тоска сродни удару медиатором по натянутым нервам – они заставляют меня резонировать», – складывает фразу мозг. Музыка «Танца Солнца» сразу настраивает на нужный лад. Аранжировки и голос вокалиста задают настроение. Я слушаю текст, вкладываю образы в мозаику собственных переживаний, и их кромки точно совпадают. Говорить просто, но попадать при этом точно в цель – это большое дело. И еще, есть в них какая-то каноничность – невольно начинаешь сравнивать с ними все коллективы близкого жанра и звучания.

Обратимся от лирики к фактам: время шло, музыканты взрослели, как следствие, менялся состав группы. Кто только не успел поиграть за эти годы в «Танце Солнца»: и лидер культового в блюзовой среде проекта «Ливанский кедр» Владимир Махов, и популярный ныне московский музыкант Антон Мизонов, и Кирилл Яндовский из ныне питерской команды «Берег Ялты». Сегодня «Танец Солнца» – это его основатель и автор всех песен, вокалист и гитарист Александр Павлов, клавишник Андрей Вишневский, бас-гитарист Александр Юров. Но, несмотря на то, что за четверть века истекшие с момента основания, состав коллектива неоднократно менялся, «Танец Солнца» по-прежнему играет достаточно интровертную, лаконичную музыку, определенную концепцией готик-рока.

Однако предоставим слово музыкантам группы Александру Павлову и Александру Юрову:

– Чем для вас является команда «Танец Солнца»?

Александр Павлов: – Прежде всего это способ реализации. В психологическом аспекте – единственно возможный способ выживания в социуме. Что до популярности моих песен, так мне всегда этот момент казался безразличным. И сейчас, и раньше не видел особого смысла в популяризации...Тот, кто знает о нас, тот и так в курсе... А чтобы нам из зала орали: «Мы ваши фанаты!» – это, если по-чесноку, прямо-таки не по танцесолнцевски... Пусть рвутся вперед и работают локтями те, кто хочет, а у нас всегда есть чем заняться. Внутренний поиск – вот приоритет «Танца Солнца» на все времена. Уровень нашей игры и мировоззрение остаются примерно теми же, что и четверть века назад, меняются лишь темы и люди, вовлеченные в их раскрытие. Главное для меня – высказаться в этих песнях самому. Впрочем, донести что-то до слушателя, кому-то, может, глаза открыть – тоже неплохо.

Александр Юров: – В «Танце Солнца» я с 1994-го. С тех пор параллельно участвовал в миллионе ивановских групп, но «Танцу Солнца» никогда не изменял. Тут срослось, что и в музыкальном, и в человеческом плане мне здесь интересно и комфортно. И потом – это как первая любовь. И конечно же – мы съели вместе не один пуд соли, можем позволить себе на репетициях просто сесть и пару часов без перерывов и разговоров просто играть музыку, а это бесценно.

– Вы последнее время выступаете без ударника – почему так?

Александр Юров: – А барабанов нам пока не надо, мы наигрались с ними. Хочется камерного звука и камерных залов. Я предлагал играть с драм-машиной, но даже этого сейчас много. Минимум техники, столько я со своим процессором выдаю немного синтетического звука, остальное – чистая энергия музыки и слова.

– Как вы оцениваете современную ивановскую рок-сцену?

Александр Павлов: – А она есть? Кто выбился «в люди» (не будем этих людей называть – думаю, многие и так понимают, о ком речь), работают локтями так усердно, что остальным не остается ничего, как сидеть себе по квартиркам и сочинять песни в компьютер. Сильные тем временем становятся сильнее. Нам повезло: мы начинали в те времена, когда все еще были в равных условиях. У нас есть своя ниша и свой слушатель…

– В нашем городе сейчас с репетиционными базами как в 80-х – негусто. Где репетирует «Танец Солнца»?

Александр Юров: – Вы удивитесь, но мы с 1994 года репетируем на одном месте – в клубе по месту жительства «Романтик», который за это время стал неким центром рок-культуры. Практически каждый любитель акустического рока в Иванове бывал там. Несколько сотен человек научились там играть на гитаре, из них несколько десятков стали неплохими музыкантами. Кроме того, это приют для почти десятка ивановских групп. Они там репетируют, общаются, играют концерты.

– Я знаю, что сейчас вы занимаетесь оцифровкой архивов группы? По крупицам восстанавливаете уникальный материал 90-х?

Александр Юров: – Сегодня это может показаться удивительным, но был период, когда многоканальную запись сводили на мини-диск – это было нечто среднее между компакт-диском и дискетой – в пластмассовом корпусе. По тем временам это был перспективный носитель, и никто не мог предположить, что лет 15 спустя аппаратуры для его воспроизведения не отыщешь, а сами мини-диски начнут при воспроизведении прыгать и затыкаться… В общем, работа проводится колоссальная – микрофрагменты фонограмм приходится склеивать на компьютере в один трек – это монотонное и долгое дело, над которым работаем сейчас на радость себе и нашим слушателям. Совсем ранние записи оцифровываются с катушек, кассет – они тоже не становятся лучше со временем. Так что ради этого дела пришлось покупать катушечник и кассетник, ибо мои эксплуатировались слишком интенсивно, чтобы сохраниться до наших дней.

– Представляли ли вы, когда всё это начиналось, что «Танец Солнца» просуществует 25 лет и дольше?

Александр Павлов: – Естественно. «Танец Солнца» танцуется вокруг тотемного столба Музыки, пока светит солнце Жизни. Что до нас, то мы всегда хотели заниматься тем, чем занимаемся сейчас. В этом отношении мы – счастливые люди!

Константин ШАРОНИН

Самые читаемые статьи

Николай Голубев

Жить на четыре тысячи в месяц, чтобы стать магистром

Студент Дмитрий Федоров оказался практически без средств к существованию

Наталья Мухина

Киномеханик, который не смотрит кино

История о том, кто и как показывает вам фильмы

Дарья Капкова

Человек, которому приходится видеть больше других

Как к жизни в городе приспосабливаются тотально слепые или люди с почти полным отсутствием зрения?

Владимир Шарыпов

Лёд тронулся

В рубрике "Слово мэра" - об организации пассажирских перевозок