Мелодрама от государственного деятеля
Автор пьесы – Виктор Добросоцкий – не профессиональный драматург (в прошлом он – член Совета Федерации от Пермского края), и это, к сожалению, чувствуется. В одном произведении автор попытался уместить всё, что его волнует. Потому в любовно-авантюрный сюжет вклиниваются монологи о судьбах Родины, о положении женщин в современном обществе, о духовном и материальном.
Видимо, режиссер-постановщик Елизавета Корнеева тоже чувствовала инородность этих вставок и всячески пыталась их обыграть. Например, когда главный герой спектакля (молодой француз, впервые приехавший в Москву – на родину предков) поет патриотическую оду «Здесь дух Чайковского», артисты балета исполняют танец российских гопников – с соответствующей пластикой, в узнаваемых шапочках на затылке.
Правда, дальше на сцену и в зал зачем-то выпускают танцовщиц в цыганских платьях – это явный перебор. И наряды у табора – видимо, из какой-то другой оперы, современные гадалки так не одеваются. При этом действие пьесы, по замыслу драматурга, происходит в наши дни. Это вообще, возможно, главная претензия к спектаклю: многие персонажи выглядят и ведут себя как герои из фильмов сорокалетней давности. Музыка, написанная Александром Журбиным, тоже ближе к ушедшей эпохе. Хотя нельзя не отметить «постмодернистские» вкрапления – забавные и к месту музыкальные цитаты. Да и вообще композитору удалось создать несколько хитов, которые на время привязываются к памяти.
Осовременивают постановку и режиссерские приколы. Так, например, по сцене ходит пузатый Ленин – не в кепке, а в шляпе. Занятно, но необходимость этого персонажа сомнительна. Смену места действия (переезд героев из Парижа в Москву) обозначают танцующие картонки с изображением столичных зданий и памятников. Спектакль оформлен лаконично (художник-постановщик Екатерина Агений) – но этого вполне хватает для действия и выглядит интересно. Надеюсь, что к следующим показам с хрустальной люстры, украшающей сцену, снимут позабытый моток черного провода.
В постановке задействованы в основном молодые солисты. Они демонстрируют хороший уровень, но в жертву вокалу подчас приносится актерская игра. Так, главный герой (я смотрел спектакль, в котором участвовал Сергей Шимохин) и его мать (Лариса Лебедь) выглядят несколько скованно. Зато не предъявить претензий Наталье Фураевой, которая замечательно исполнила заглавную женскую партию. Запоминающийся образ создала Раушания Хажиева (чего стоит ария в ванной!), но сомневаюсь, что утонченные парижанки-буржуа ведут себя именно так.
Мастерски работает на сцене Александр Менжинский: здесь и голос, и фактура, и школа. Но насколько точно артист попадает в образ профессора-аристократа? (Вряд ли его персонаж должен произносить слово «средства» с ударением на последний слог.) Почему бы не скопировать какого-нибудь ивановского профессора – было бы ближе к правде.
Второе действие спектакля смотреть интереснее – сюжет захватывает и ускоряется, всё чаще вращается поворотный круг сцены. Правда, скорость не всегда маскирует слабость литературного материала. Некоторые сюжетные линии не доведены до конца – так, например, история с «волшебным стеклом» (столь важная в начале) не получает развития. Странно раскрываются персонажи: романтики в один момент становятся алчными и корыстолюбивыми. Но спустя несколько минут они снова милы и добродушны. Как это понимать, а главное – как это правильно сыграть?
Нестыковки не бросаются в глаза и, возможно, обозначенные шероховатости объясняются премьерным волнением артистов. Зрители же увидели на сцене добрую и немного сказочную историю. Канун новогодних праздников – самое время для такого спектакля.
«Продавец игрушек» заявлен в афише 6 декабря и 6 января.