БАННЕР
Николай Голубев
Работы Татьяны Комшиловой наверняка понравятся и поклонникам концептуального искусства, и приверженцам традиционного реализма. Хотя сама художница, кажется, никому не стремится потрафить

Ее выставка «Просто, на простом, о прожитом» продлится в Доме художника до конца следующей недели.

В предисловии к экспозиции сообщается: «Это своего рода дневник с беглыми записями о событиях прожитых дней. Идет рассказ о родительском доме, где все напоминает о скромном быте, годами сложившемся укладе обычной семьи».

И действительно, на большинстве работ – бревенчатый дом внутри и снаружи; пейзажи из его окон и по дороге к калитке. Кажется, постоянно здесь уже не живут, нет былого порядка. Художница навещает дом время от времени. Запустенье пока не коснулось старых стен, не остыл уют. Здесь еще можно жить, но если что-то и будет– то уже совсем по-другому. С современной мебелью, с плазменным телевизором и пластиковыми окнами.

Прошлое выветривается, то, что казалось вечным, ветшает. Чтобы передать внутреннюю хрупкость изображаемого, художница выбирает в качестве материала для картин расправленные коробки. «Этот простой и непритязательный материал выбран сознательно, для того чтобы наиболее точно отражать быстротечность жизни, где вместе с человеком стареют и окружающие его вещи, тихо доживая свои дни. Гофрокартон дает возможность сократить путь от эмоционально-образного ряда к воплощению его в материале, минуя технологические этапы».

Татьяна Комшилова пишет гуашью, осваивая метровые поверхности картона. Она работает монументально, жестко, по-мужски – но ее картины вызывают тихие светлые чувства. У каждого есть в сердце такой позабытый дом, и явственно ощущаешь запах его отсыревшего дерева. На выставке представлена картина «Перезимовали» – видимо, люди впервые протоптали тропинку к крыльцу по тяжелому весеннему снегу, вернулись после холодного перерыва: открывают перекосившиеся двери, достают инструмент. И радостно от этого и дому, и людям. В темную «небритость» сеней входятпервый весенний луч и влажный ветер.   

Экспозиция отражает годовой цикл. Смена сезонов фиксируется через пейзажи и натюрморты. Ранняя весна –желтый первоцвет в простенькой вазочке на столе. Зима – нахохлившиеся воробьи на проводах. Лето – крыжовник на кусте или огурцы в тазу, приготовленные для засолки. А к осеннему этюду прибился натуральный лист с березы. Татьяна Комшилова не боится вкраплений из жизни. К некоторым ее листам приклеены странички из отрывного календаря за 2018 год. А на нарисованных скрипучих ступенях старого дома раздавленно валяются реальный окурок и фурмановская газета «Новая жизнь». В этом громком названии – и географическая привязка (художница живет в райцентре), и грустная ирония. 

Татьяна Комшиловавообще очень внимательна к детали – укрупняет ее, делает основной в картине, насыщая смыслом и цветом. А все остальное уходит на второй план. Акценты легко считываются, и вся выставка наполняется не только художественным содержанием, но и философским, литературным. Комшиловой есть что сказать зрителю: коротко, доходчиво и честно – «Просто, на простом, о прожитом».

Художница порой утрирует цвет, подчиняя его содержанию. Но работы ее по-настоящему живописны, красочны. В этой связи смутил только один картон. Нарисована серая неопрятная газовая плита; в эмалированной кастрюльке неприятное красное варево, сгустки этого же цвета в серой тарелке и в стакане. Неаппетитно! Но читаешь название работы – и сразу меняется восприятие. Думаю, художница стремилась именно к такому эффекту. Картон называется «Клубничное варение». И ведь действительно, самое вкусное рождается «в чаду на расплавленной кухне». Ведь пенки, если откровенно, выглядят не самым лучшим образом – но зато как сладко. И в жизни со многим так. Повторюсь, в своих работах Татьяна Комшилова стремится выйти на уровень метафоры, художественного высказывания. Немногие ивановские художники нацелены на это.

Работы Татьяны Комшиловой восхищают, трогают. Но вряд ли кто-то отважится купить их себе домой:трудно представить на стене огромныйкартон из простой коробки (да еще и сгиб у него посередине). Предполагаю, что Комшилова всё это понимает и выбирала материал намеренно. Ведь зная, что работу не купят,художник абсолютно свободен,не возникает даже подсознательного желания угодить зрителю в надежде на коммерческую выгоду. Таким и должно быть искусство. Настоящим, сложным, о прожитом.

…Кстати, это первая большая персональная выставка Татьяны Комшиловойв Иванове.

Колонный зал Дом художника открыт ежедневно с 11:00 до 17:00 кроме воскресенья. Проспект Ленина,45. Выставка работает до 23 декабря.

Самые читаемые статьи

Дарья Капкова

Новые кафе: без мяса и с котиками

Похоже, в Иванове стало модным открывать кафе и рестораны, где не только вкусно кормят, но и… Что еще входит в обязательную программу некоторых заведений, узнал корреспондент «РК»

Константин Соцков

На такси к тропе Зверобоя

До минувших длинных выходных я не знал, что, не выезжая из Ивановской области, можно увидеть природу разных климатических зон. Оказалось, можно – в Южском районе

Анастасия Басенко

На игле

Ивановский фэшн-дизайн оценили на престижном конкурсе в Питере

Анастасия Басенко

Кто поедет в моногород?

Не секрет, что в малых городах есть большие проблемы с трудоустройством и зарплатами, многие стремятся уехать оттуда. Будут рабочие места – будут оставаться местные жители. Но как завлечь бизнесменов, создающих эти рабочие места? Льготами. Так решили в региональном правительстве