Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Они начнут действовать с 1 апреля
В областном центре стартует фестиваль «Студенческая весна-2024»
Иваново в скором будущем ожидают большие перемены. Над проектом благоустройства территории центра города сегодня работает КБ «Стрелка». Деятельность бюро вызывает интерес у неравнодушных ивановцев. Мы решили поговорить с партнером и директором проектов КБ «Стрелка» Александрой Сытниковой, чтобы задать интересующие горожан вопросы

– Что такое консалтинговое бюро «Стрелка»: точка извлечения прибыли, гуманитарный проект или что-то еще?

– Обыватели часто путают два понятия – консалтинговое бюро и институт «Стрелка». В 2009 году частными благотворителями с гуманитарной миссией был основан институт «Стрелка» – это международная образовательная постдипломная годовая программа, успешно существующая и по сегодняшний день. Институт получил международное признание и приглашает к преподаванию международных профессионалов первого ряда. Это образовательная программа, где все студенты получают стипендию. Через три года после образования института было организовано консалтинговое бюро – коммерческая структура, которая около 80% прибыли отдает на содержание института и его образовательных программ. Мы занимаемся городскими проектами. С институтом нас объединяет наша общая миссия – качественное изменение облика российских городов.

– «Стрелка» всегда и везде пользуется поддержкой власти всех уровней.  Как вам это удается?

– Это ошибочное впечатление, которое создается из-за того, что мы качественно работаем и власти потом нас хвалят. Поддержка власти с неба не свалилась, мы ее зарабатывали много лет качественным профессиональным трудом. Результаты нашего труда ярко видны на примере Москвы – о них можно спорить, но они признаны и властями, и горожанами, и профессиональным сообществом. Благодаря нашим решениям Москва оказалась в топе городов мира, где реализованы самые современные архитектурные проекты. Многие звездные специалисты готовы работать над российскими проектами – благодаря сотрудничеству с нами они увидели, что здесь есть надежда на качественную реализацию.

– Чем вызван интерес «Стрелки» к Ивановской области?

– Есть федеральное агентство Дом.рф, дотирующее развитие городов: и проектные работы, и непосредственное выполнение работ по благоустройству территорий – от него мы получили заказ на проектирование. В Ивановской области при губернаторе Станиславе Воскресенском мы увидели комплексный подход: работаем с Палехом, Кинешмой, Юрьевцем, Ивановом. В области появилось несколько точек изменения городской среды, что дает большие возможности для погружения в местный контекст: один проект обогащает другой, появляется комплексность, более широкое видение темы, мы уходим от точечности в работе.

– Пока, наоборот, создается впечатление, что вы пришли в областной центр делать точечные проекты и почему-то к работе не привлекаются местные специалисты.

– Проанализировав происходящее в городе, промониторив рынок и не увидев следов сильного влияния кого-то из местных специалистов на город, мы не стали брать на подряд ивановских архитекторов. Было решено, что на этапе активного запуска проекта будут работать внешние специалисты, а дальше работу подхватят местные. Мы же весь город сразу не переделаем – у нас есть задача создать активные точки с максимальным использованием пространства. Пока речь идет об исторической части областного центра.

– Проекты «Стрелки» в областном центре – благоустройство отдельных территорий или попытка изменения самоидентификации горожан?

– Мы не призваны изменять самоидентификацию, скорее, есть задача поднять на поверхность существующую идентичность. Здесь очень показательна территория набережной реки Уводи – совершенно заброшенной и непроходимой в районе бывших мануфактур, где даже к воде невозможно подойти. А ведь эти мануфактуры – ядро, сердце города. Вода – это очень большой городской капитал, и любой развитый город поворачивается к ней лицом. Уводь диагональю пересекает город – это колоссальный капитал. Развитие Иванова как города сложилось очень интересно: двухядровый город, сросшиеся поселения, где все выстраивалось вдоль реки. Есть города, которые живут вообще без воды, а у вас огромная рекреационная зона, которую теперь нужно поднимать. Сегодня мануфактуры уже заброшены, река стала задним двором города – этому есть историческое объяснение, текстильные производства строились вдоль рек, и сегодня это выглядит странно.

Мы давно живем в постиндустриальном обществе, обложены смартфонами, можем путешествовать по всему миру, не вставая из-за стола – а река живет в прошлом или позапрошлом веке, в другом измерении. Мы же хотим максимально обеспечить подходы к ней, создать рекреационную зону и пользоваться непередаваемой красотой, которую невозможно создать с нуля. Все эти краснокирпичные мануфактуры, ТЭЦ и другие исторические постройки – это капитал города, который мы в ходе работы должны поднять на поверхность и развернуть лицом к городу, чтобы люди их увидели.

– Почему сегодня у некоторых горожан создается впечатление, что работы по проекту ведутся в режиме глубочайшей секретности, нет доступа к информации, что вы планируете делать?

– Никакой секретности нет и быть не может. Проект в начальной стадии, и первая встреча с горожанами была не для того, чтобы рассказать о наших планах по благоустройству – мы хотели получить мнение жителей, переработать его, а потом уже прийти с конкретными предложениями. Мы хотим понять, что ивановцы сами думают о территориях, которые планируется благоустроить – а потом уже что-то предлагать. У нас сегодня нет готовых проектов, нет визуализации – обсуждать нечего. На сайте Дом.рф висели старые наработки – два года назад мы делали их по заказу Дом.рф, приходили к предыдущему губернатору с этими проектами, но завязли в старой администрации – идеи не получили развития. Прошло два года, и сегодня мы рассматриваем намного бОльшие городские территории. А самое главное, у вас поменялся губернатор и нынешняя администрация уделяет огромное внимание городской среде – то, чего не было два года назад, когда я стучалась во все двери и не слышала ответа.

– Денег, наверное, не было.

– Были деньги, федеральная программа тогда уже была сформирована – не было внимания и интереса со стороны предыдущей команды. Сейчас же и интерес есть, и задачи перед нами стоят гораздо шире. Поэтому мы, конечно, возьмем те наработки за основу, только актуализируем их, а потом представим на суд специалистов и широкой публики.

– Почему в проектах делается упор на пешеходные пространства – Иваново отнюдь не туристический город?

– Перед нами не стоит задачи привлечь в Иваново поток туристов – надо сделать город комфортным для повседневного проживания. В городе сегодня пешеходу неудобно – это не местная специфика, а болезнь большинства городов, которые строились под другие идеи, давно не актуальные. А сегодня существует огромный запрос на пеший ход. Общество и его привычки изменились, а город нет – это очень консервативная среда.

– Но и автомобилей в городе стало в разы больше, чем во времена моего детства, когда в выходные на дорогах был только общественный транспорт. В центре города пробки, а ваши проектировщики предлагают сузить Почтовую и сделать на проспекте Ленина четыре дополнительных наземных перехода. Город же встанет в пробках.

– Мы никогда не предлагаем огульных решений, как, например, взять и закрыть движение для машин – это не работает. По транспортному блоку мы консультируемся со специалистами-транспортниками из Высшей школы экономики, которые приезжали сюда и считали потоки – именно они предложили гипотезу оптимизации движения. Как бы то ни было, мы не предложим решений, усложняющих транспортную ситуацию в городе – сегодня мы находимся на стадии анализа и сбора информации. Но чем комфортнее будет ходить по улицам, тем меньше мы будем пользоваться машинами – а сегодня где тротуаров нет, где пешеходных переходов. Везде, где город сопротивляется пешему ходу, мы стараемся проехать на машине: сто пятьдесят метров до магазина многие сегодня предпочитают проехать, вместо того чтобы с удовольствием пройти их пешком.

– При этом вы планируете перенести парковку на Кокуе, а здесь скопище административных зданий, куда люди приезжают со всего города.

– Мы предлагаем распределить парковки, а не ликвидировать. Кокуй – это очень спорное и сложное место, требующее отдельного мощного анализа. В нынешнем проекте мы Кокуй вообще не рассматриваем – там очень сложные инженерные коммуникации. Но у этой территории огромный потенциал – это сердце города, а сейчас тут овраг с хаотичной парковкой, где нет непрерывного пешеходного тротуара – по нему невозможно ходить пешком. Это просто территория городского хаоса. Нельзя ни в коем случае убирать все парковки из центра, но устраивать их в ядре городского пространства тоже нельзя.

– Будете ли вы использовать услышанные мнения горожан и привлечете ли местных профессионалов?

– Конечно – мы всегда работаем с местными экспертами и консультантами. Сегодня очень активно консультируемся с ивановскими краеведами, озеленителями – очень важно получить обратную связь по локальным проектам. На следующей встрече обязательно акцентируем внимание на том, какие изменения мы внесли после общения с местным сообществом – всегда артикулируем эти моменты.

И надо учитывать, что в обществе всегда присутствует процент людей (он неизбежен), которые недовольны происходящими изменениями – любыми. Так исторически сложилось, что у горожан отсутствует доверие к власти и ее инициативам – его надо зарабатывать с нуля.

Повторюсь: мы в Иванове находимся на начальном этапе, собираем и анализируем информацию, формируем техническое задание, которое ляжет в основу проектов. И хотелось бы отдельно подчеркнуть: весь проект от начала до конца выполняется на федеральные деньги, у «Стрелки» прямой контракт с агентством Дом.рф, которое перечисляет деньги, а фактическим заказчиком работ является правительство Ивановской области – из кармана у горожан никто денег не вынимает.

***

КБ «Стрелка» – консультант московской программы «Моя улица», в рамках которой были обновлены 150 городских объектов по проектам 100 архитекторов из России и мира. Среди главных – реконструкция Нового Арбата, Тверской и Садового кольца. За первые месяцы на благоустроенных улицах на 56% снизилось число ДТП с пострадавшими, увеличилось число гуляющих семей с детьми, выросла прибыль бизнеса и сократилось число пустующих помещений.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам