БАННЕР
Николай Голубев
В марте появились первые новости о кинофестивале «Зеркало-2019». Определены даты его проведения (14-21 июня), названы имена нового президента и некоторых членов жюри. У «Рабочего края» – эксклюзивные детали и подробности будущего кинолета

Ивановский мультфильм – для закрытия

Константин Шавловский – с прошлого года генеральный продюсер «Зеркала». Новая команда организаторов пересмотрела формат фестиваля: он перестал быть плесско-светским, приблизился к массовому зрителю. Появилась образовательная компонента – организован кампус «Юность» для молодых кинорежиссеров Верхневолжского региона. В этом году планируется еще одна «киношкола». Константин Шавловский рассказывает:

– Кампус «Юность» продолжит работу. Если будет финансовая возможность, мы хотели бы увеличить продолжительность его образовательной программы на несколько дней. И впервые в этом году появится анимационный кампус для старшеклассников. Мы пригласим учащихся художественных школ и студий Ивановской области. За шесть дней школьники смогут сделать полноценный мультфильм, который, я надеюсь, мы покажем на закрытии фестиваля. Предполагается, что этот анимационный фильм будет связан с агитационным текстилем. Мы хотим, чтобы таким образом традиции Ивановской области были интегрированы в фестиваль.

– Это нововведение. А от чего-то прежнего «Зеркало» откажется?

– Нам кажется опыт прошлого года достаточно удачным, поэтому ни от чего отказываться не планируем. Возможно, пересмотрим некоторые организационные моменты. Например, показывать конкурсные фильмы будем в более вместительном зале. Но по-прежнему бесплатно.

– Почему у кинофестиваля сменился президент? Вместо Павла Лунгина пришел Сергей Бодров?

– Павел Лунгин восемь лет был президентом «Зеркала». По классическим политическим меркам это два полных срока. Он нежно любит «Зеркало», но сейчас он снял две полнометражные картины (одну из них, «Братство», о войне в Афганистане, покажут в кинотеатрах к 9 Мая). При такой профессиональной загруженности уделить много времени «Зеркалу» не получалось, и Павел Семенович решил эту ответственность передать в другие руки. Мы предлагали ему остаться почетным президентом «Зеркала», но он сказал, что и без этих формальностей будет поддерживать фестиваль, и я очень надеюсь, что в этом году Павел Лунгин приедет в Иваново.

Таких режиссеров очень мало

Сергей Бодров больше известен, наверное, зарубежному зрителю: он живет на несколько стран, снимает по всему миру. Режиссер дважды номинировался на «Оскар», а в 2008 году стал членом американской киноакадемии.

– Сергей Владимирович, как поступило предложение стать президентом ивановского фестиваля?

– Предложение поступило от организаторов, которые, видимо, согласовали это с губернатором. Я был в Иванове, встречался с ним. Губернатор оказался очень вменяемым человеком, любит кино, смотрит сериалы Netflix ночью, и как-то все сложилось.

– В чем смысл провинциальных кинофестивалей? Раньше на всю страну был один московский, и как-то его хватало.

– Разве это плохо, что у людей, у которых осталась любовь к кино, есть возможность посмотреть новые фильмы у себя в городе, а не ехать в Москву? Тем более что Тарковский жил в Ивановской области, здесь, можно сказать, его родина.

– Вы как-то говорили, что Тарковский, хоть и выдающийся режиссер, во многом навредил кинематографу. Слишком многие стали подражать ему.

– Это действительно так. Когда я начал преподавать на сценарном факультете во ВГИКе, 14 человек из 16 хотели писать такие сценарии, как у Тарковского. Подошел только один студент и с опаской сказал: «Я хочу писать коммерческое кино». Я говорю: «Слава богу. Пиши, это нужно народу». А снимать под Тарковского невозможно. Он уникален.

– Выходит, что «Зеркало» – фестиваль эпигонов? Ведь он призван объединять режиссеров, которые продолжают традицию Тарковского.

– Я думаю, что так вопрос не стоит. Если бы на «Зеркале» было что-то дурное, я бы не согласился в нем участвовать.

– В этом году отдельная программа «Зеркала» будет посвящена Алексею Балабанову. Его фильмы выдержат испытание временем или они принадлежат конкретной эпохе?

– Трудно сказать. Испытание временем выдерживают немногие. Но у Леши были картины, которые, я думаю, останутся. В том числе «Про уродов и людей». Это из очень достойных, крепких, настоящих фильмов. Не совсем приятный для зрителей. Но Леша никогда не старался быть приятным режиссером. Это мощная картина.

– А балабановские «Брат» и «Брат-2», где снимался ваш сын, – это больше искусство или публицистика?

– Со вторым «Братом» у меня проблема. Я и Леше говорил: ну что такое, ты же первого «Брата» сделал хорошо, по-настоящему, как-то это людей зацепило. А со вторым «Братом» – ерунда: хоккеисты, деньги какие-то. Он со мной не согласился. Может быть, это мое недопонимание.

А вообще, таких режиссеров, которые выдерживают испытание временем, очень мало. Тарковский, Герман, Климов… маловато таких. Жалко.

Ретроспектива костюма

С прошлого года на «Зеркале» появилась специальная программа «Костюм в кино». Курирует ее художник Надежда Васильева. В этом году она собирается пригласить на фестиваль искусствоведов, чтобы обсудить изменчивость костюма в кино в зависимости от исторической эпохи. Надежда Васильева рассказывает:

«Мне бы хотелось показать в Иванове три фильма: «Аэлиту» Протазанова (1921 год); фильм «Одна» Трауберга (1931 год) и «Светлый путь» Александрова с Любовью Орловой (1934 год).

Костюмы в первой ленте для меня связаны с городом Иваново. Авангард, который был у вас в архитектуре и в тканях, чувствуется и в «Аэлите». Костюмы того фантастического марсианского мира очень яркие, интересные, несут энергию времени.

В следующем фильме эта энергия возбуждения нивелируется. Там уже чувствуется сталинская стилистика. А в третьем фильме – полностью зачеркивается все то, что было в «Аэлите». Нет уже той яркости и красок. В фильме показателен эпизод, когда директор фабрики отказывается от выпуска тканей с трубами и тракторами (от агитационного текстиля, которыми мы сейчас все восхищаемся)».

Добавлю, что фильм «Светлый путь» снят на ивановском материале. Прототипом главной героини была Дуся Виноградова, в кадре появляется и ее родная вичугская фабрика.

Задачу своей программы «Костюм в кино» Надежда Васильева объясняет так: «Многие выпускники текстильных специальностей не знают, что делать дальше. Я рассказываю про использование ткани в кино. Может быть, это хотя бы некоторым ивановским студентам даст путевку в жизнь, сориентирует. Я приглашаю ребят к себе: и на практику, и в гости. Я ездила в Иваново уже после фестиваля на конкурс молодых модельеров. И, кстати, стала фанатом одной из участниц – 14-летней школьницы. Когда мне прислали ее эскизы, я решила, что это не она делает. Приехав, я встретилась с этой девочкой, с ее мамой, преподавательницей, и поняла, что никто за нее не рисует. Эскизы тканей и моделей у нее получаются лучше, чем у студентов, которые уже поступили в текстильный институт».

Надежда Александровна тут же показывает эскизы ивановской девятиклассницы у себя на телефоне – они переписываются, девочка присылает свои новые работы. Зовут ее Татьяна Барабанова, она учится в школе № 32 и занимается в театре моды «Алиса».

***

Программный директор «Зеркала» Андрей Плахов объявил имена некоторых членов жюри «Зеркала-2019». В Иваново собираются приехать режиссеры Александр Рокуэлл (США) и Дарья Жук (Беларусь), режиссер монтажа Джо Бини (США).

Почетный приз за вклад в творчество Тарковского в этом году получит Рашит Сафиуллин – художник-постановщик фильма «Сталкер», запланирована его выставка в Иванове.

***

3 апреля в 19:00 в кинотеатре «Лодзь» пройдется творческая встреча с народным артистом России Константином Лопушанским и показ его фильма «Роль» (2013).

Константин Лопушанский был ассистентом Андрея Тарковского на «Сталкере».

Самые читаемые статьи

Анастасия Басенко

Как пройти в библиотеку?

Может ли Иваново стать похожим на Хельсинки

Ольга Хрисанова

«Осторожно, у нас крысы!»

Видели ли вы когда-нибудь такие объявления? Скорее всего, нет. Потому что если бы его кто и написал, то таким образом сразу признал антисанитарное состояние своего объекта. А между тем крысы в городе есть

Ольга Хрисанова

Просто повезло

60 лет и для человеческой жизни уже серьезная цифра, а 60 лет счастливого брака – подарок судьбы, бесценный бриллиант! Именно такую, бриллиантовую свадьбу на днях отметили Лев Григорьевич и Галина Ивановна Пестриковы

Екатерина Сергеева

Город по-новому: не выше 14 этажей

И без вышек сотовой связи в жилых кварталах