БАННЕР
Николай Голубев
Художница из Фурманова продолжает «дневниковую» серию, посвященную старому родительскому дому (он – метафора угасающей жизни, собственного взросления и старения)

В декабре большая выставка Татьяны Комшиловойпроходила в Доме художника. Для многих это стало чуть ли не главным культурным событием года. И вот новая экспозиция – в читальном зале госуниверситета.

– Я сначала назвала эту серию «Родное»,– рассказывает Татьяна Комшилова. – Я рисую дом, где родилась. Сейчас там живет папа. Один. Мама умерла пять лет назад. И я хожу к нему каждый день. Этот дом, каждый предмет в нем – часть меня. Наверное, стоило бы сделать ремонт, купить новую мебель – но старого человека нельзя лишать привычных вещей. Все ветшает. Сколько это продлится: год-два, может быть, завтра уже ничего не будет. И я пишу эти работы не для кого-то, а для себя – как заметки на память.

– Вы выбрали слишком уж «немемориальный» материал для этих заметок – обычный гофрокартон.

– Если я что-то нарисовала, сделала хотя бы набросок – это у меня останется в памяти. Здесь важна нематериальная фиксация.

Выставка в читальном зале ИвГУ бьет с первого взгляда. Сразу понимаешь: этот художник настоящий – неспокойный. Татьяна Комшилова не старается понравиться зрителю, не эстетствует, отказывается от прилизанной красоты.

Честно признаюсь, что даже поверхностного взгляда мне хватило бы с лихвой. Запоминаются сочетания цветов, этюдная манера письма, выразительная лаконичность. (Долгое время Комшилова работала с батиком – оттуда, видимо, взяла для своей живописи скорость, долю условности, доверие к своенравности краски.) На выставке проваливаешься в настроение автора, вспоминаешь свое: потаенное, важное. Но Комшилова не ограничивается внешними эффектами, работает не только с формой. Правда, чтобы считать содержание – нужно вникнуть в знаковую систему художника. Такой глубины не ожидаешь на ивановских выставках, поэтому благодарен куратору экспозиции Елене Толстопятовой – она для меня многое открыла.

Искусствовед обращает внимание на то, что Комшилова часто сплетает в одной работе пейзаж и натюрморт – например, зимний вид за окном и цветок на окошке. При этом граница между комнатой и улицей не обозначена явно. Автор уравнивает внутреннее и внешнее, одно нельзя отделять от другого («И в жизни так же», – хочет сказать художница.)Или вот, казалось бы, почти пастораль: тихая улочка с покосившимися деревянными домами, непролазные сугробы, край покосившегося крыльца. Обычный пейзаж-настроение. Но если заметить стариковскую клюку, прислоненную к перилам, меняешь восприятие. Крыльцо не просто элемент пейзажа – это граница для одинокого пожилого человека. Он уже не может преодолеть скрипучие ступеньки и выйти на улицу. Несколько прогнивших половиц – вот и весь маршрут его уличной прогулки, все что ему осталось.

Еще пример. Лаконичный интерьер скромной комнаты. Простой стол, покрытый клеенкой, стакан молока. Рядом лежит фурмановская многотиражка (Комшилова приклеивает страницу), за окном – темнеющее небо без звезд. Стоит подойти и прочитать заголовок в газете – «Рождественское послание». После этого понимаешь, что изображен сочельник. Человек встречает праздник Рождества в одиночестве. И на темном небе еще не вспыхнула звезда (да и сможет ли он разглядеть ее).

На выставке в ИвГУ есть странный пейзаж: вполне реалистично изображен зимний двор, его ограждают ржавые покосившиеся ворота. А за ними совершенно нереалистичный яркий желтый свет. Что за этими вратами?

– Мне хочется надеяться, что там все-таки свет.

На выставке в ИвГУ представлены работы (живопись и графика) этой зимы и прошлых лет. Натюрморты и пейзажи выполнены на картоне, ДВП, холсте .Открытие выставки «У крыльца родного. Зима» состоится 28 марта (в следующий четверг) в 13:00. В будние дни вход на выставку свободный. Читальный зал ИвГУ – второй этаж главного корпуса (ул. Ермака, 37).

Самые читаемые статьи

Анастасия Басенко

Как пройти в библиотеку?

Может ли Иваново стать похожим на Хельсинки

Ольга Хрисанова

«Осторожно, у нас крысы!»

Видели ли вы когда-нибудь такие объявления? Скорее всего, нет. Потому что если бы его кто и написал, то таким образом сразу признал антисанитарное состояние своего объекта. А между тем крысы в городе есть

Ольга Хрисанова

Просто повезло

60 лет и для человеческой жизни уже серьезная цифра, а 60 лет счастливого брака – подарок судьбы, бесценный бриллиант! Именно такую, бриллиантовую свадьбу на днях отметили Лев Григорьевич и Галина Ивановна Пестриковы

Екатерина Сергеева

Город по-новому: не выше 14 этажей

И без вышек сотовой связи в жилых кварталах