Начался капитальный ремонт железнодорожного участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
Исполнилось 90 лет Станиславу Григорьевичу Смирнову – доктору медицинских наук, профессору, литератору. До самого недавнего времени он работал в вузе. По-прежнему (вот уже сорок лет) продолжает вести семинар городской интеллигенции «На острие времени», где обсуждаются актуальные проблемы науки. Смирнов – деятелен и активен, без скидок на возраст

Недавно прошли презентации новой книги Станислава Смирнова – «Двадцатый век. Две судьбы». Это история его родителей и его детства. Казалось бы, очень личные, семейныевоспоминания. Но автор, привлекая исторические документы и свидетельства, выходит на уровень обобщений. Хоть он и пишет о конкретных людях, их судьбы типичны. «Потомки крепостных крестьян, полуграмотные рабочие, они при советской власти поднялись до так называемой «прослойки» – новой советской рабоче-крестьянской интеллигенции первого поколения. <…>В их судьбах, как в каплях росы, отразилась жизнь миллионов сталинских «винтиков», рядовых российских мужчин и женщин ХХ столетия».

Бесценны воспоминания матери автора, которые публикуются в книге. Женщина застала дореволюционную фабрику и деревню. Видела мятеж в Ярославле, в Гражданскую войну была медсестрой в конной армии Буденного, видела Махно и обязана ему жизнью (рассказывала, что под папаху атаман прятал длинные-предлинные волосы). Для сегодняшнего читателя – всеэто далекая история из учебников, чуть ли не Куликовская битва. А для автора – совсем близко, кровно – рассказы мамы (показательно, что слова «мама» и «отец» в книге пишутся всегда с большой буквы).

Родители Станислава Смирнова познакомились на рабфаке. Отец позже окончил институт советской торговли и аспирантуру при нем (был назначен директором ивановского техникума),мама стала врачом.

В книге Станислав Смирнов делится воспоминаниями об Иванове 30-х. Конечно, детская память сохранила немногое. Мрачные приметы сталинских репрессий хоть и остались в ней, но были поняты, видимо, с годами.

Для читателей-ивановцев трогательны будут полузабытые топонимы. Например, квартиру в полуподвале семья Смирновых получила рядом с «Барашком» (долго ли сохранится в городе еще память о старом рынке?). Станислав Григорьевич рассказывает о своем детском знакомстве с гонимым профессором Л.П. Шуйским – основателем сада акклиматизации южных растений (его кусочек сохранился на улице Советской).На опытный участок мальчишки пришли в войну – выращивать еду.

Отца Станислава Григорьевича призвали в армию весной 1941 года – на шестимесячные учебные сборы. Они не успели закончиться к 22 июню. И в первую же неделю войныГригорий Смирнов попал в плен.В январе следующего года был убит и сожжен в лагере Дахау. Об этом семья узнала спустя десятилетия – документы рассекретили уже в двухтысячные.

Ну а дальше цитирую книгу: «И наконец: в Иваново из Дахау пришла посылка с пеплом полигона, куда его ссыпали из печей, в которых сжигали убитых на стрельбище военнопленных. Надеюсь, что там содержится и малая толика пепла моего Отца. Этот пепел был захоронен нами в могиле его любимой, ненаглядной жены, моей Мамы, которая преданно ждала своего Гришу больше пятидесяти лет. На похоронной плите начертано: «Санечка, я вернулся. 2012 год».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам