БАННЕР
Николай Голубев
Эксклюзив «РК»: Вячеслав Зайцев о городе детства, профессоре Мизоновой и новом ивановском музее

За несколько недель до своей кончины Наталья Мизонова – заведующая кафедрой искусства текстиля ИвГПУ, почетный гражданин Иванова – написала для нашей газеты большой материал к восьмидесятилетию Вячеслава Зайцева (он вышел 7 марта 2018). Спустя год настал черед модельера делиться воспоминаниями о Наталье Григорьевне.

Не секрет, что Зайцев давно болеет. Видно, как он экономит силы и память: говорит шепотом, еле разборчиво. При этом кутюрье не перестает улыбаться – обезоруживающе. Показательно, что самые частые слова в его речи: «творчество» и «выразительно».

Честно признаюсь, это было сложное интервью. Вячеслав Михайлович уделял внимание давним мелочам, концентрировался на деталях, пропуская главное. Но на прощание, тепло пожимая мне руку, сказал четко и разборчиво: «Напишите самые лучшие слова о Наташе»…

– Как вы познакомились с Натальей Григорьевной?

– Это было очень давно, я даже не помню. Мы подружились, и я стал приезжать на защиты дипломных работ. Это стало уже традицией, студенты меня ждали. Всё было здорово.

Наталья – очень светлый человек, контактная, с юмором. У нее на все хватало времени: не только анекдот рассказать и посмеяться, но и поговорить о серьезном. С ней было безумно интересно. Уход Натальи – огромная трагедия для большинства людей. А самое главное – для дела.

Она была заводной девчонкой, которая всегда очень вовремя и выразительно могла рассказать о любом человеке, с которым работала. Она всегда главное выделяла, хорошо знала каждого студента, здорово комментировала работы. Она умела выбрать музыку к показам так, что образ выразительно завершался. Видно, что она обладала удивительной музыкальностью. В человеке было столько вкуса – необычайно. Удивительный человек! Ушел преждевременно, так не вовремя. Ужасно!

***

Сама Наталья Мизонова так рассказывала о знакомстве с Зайцевым: «Это было уже после открытия кафедры, в середине 1980-х. Я приехала в Сочи с ивановской делегацией, и у меня там был заявлен мастер-класс. Я напугалась и подготовилась хорошо. Зайцев меня услышал, я ему понравилась (он очень впечатлительный). Он сразу сказал, что Наташка – это солнце, и вообще она похожа на Джульетту Мазину. И с тех пор он к нам ездит. Зайцев – это уникально явление. Он очень чувствует моду. Он хорошо образован, досконально знает историю искусств, влюблен в Караваджо. Зайцев пишет обалденные стихи, похожие на переводы с поэтов Возрождения. Он любит со мной об этом говорить, потому что все льстят ему в основном. Надоело ему это вроде бы почитание, когда понимания нет».

 

Коммерческое всегда вторично

– Долгое время вы возглавляли государственную экзаменационную комиссию на кафедре Натальи Григорьевны. Знаю, что порой шли дискуссии, правильно ли учат студентов. Не слишком ли много они занимаются искусством, высокой модой, забывая об экономических аспектах, о потребностях рынка.

– Коммерческое – всегда вторично. Студентов учили делать и промышленные вещи. Но в чем была прелесть экзаменационных показов – для них готовились творческие произведения, а не просто модельки. Наталья – художник знающий, понимающий, чувствующий время. Она отдавала должное русским традициям в моде. Но делала это не в лоб, а показывала через орнамент, характер. Не навязывая свое, она сумела привить это каждому студенту.

– Профессор Мизонова считала, что ивановский народный костюм на фоне всех других регионов – самый элегантный. Его отличает не яркий орнамент, не цветастость – а скромная, почти невыделяющаяся строчка белым по белому. Наталья Григорьевна искала объяснение этому феномену. А у вас есть версии?

– Я не знал об этом. Белым по белому – это высочайшее искусство: очень выразительное, деликатное, ненавязчивое. Так же, как черным по черному, красным по красному.

Невероятно, что я стал модельером

– Когда вы бываете в Иванове, ощущаете, что это ваш город. Или он остался в прошлой жизни?

– Уже все в прошлом. «Первый канал» несколько лет назад делал про меня фильм, и я зашел в дом, где жил в Иванове. Мне открыли дверь – и это было ужасно: жуткий подъезд, атмосфера кошмарная…

– Неужели не осталось хороших воспоминаний?

– Почему? Остались замечательные воспоминания о химико-технологическом техникуме, где я учился. Меня отвела туда Валентина Мокшанская – моя соседка, я не знал дорогу. В другие училища меня не принимали (мне хотелось в индустриальное или в музыкальное), потому что отец в войну был в плену. С отцом у меня не сложились теплые отношения. Он был человек очень живой, подвижный – без особых привязанностей. Мне казалось, он относился к маме не так, как она этого заслуживала. Мама удивительным была человеком – с тонкой культурой, со вкусом очень хорошим.

– Откуда у нее этот вкус, как она смогла привить его вам?

– Она убирала подъезды, работала прачкой – чужое белье стирала. Мне было ужасно стыдно относить стиранные вещи заказчикам. Непонятно, откуда вкус у меня, как я стал художником? Это совершенно неожиданно. Невероятно, что я стал модельером. И радость приношу людям до сей поры.

…Мама сказала, чтобы я научился вышивать. Где найти цветы для рисунка? Я стал рвать их с газона вечером на улице Ленина. Когда поступал в техникум, получил две буковки «д» – за рисунок и живопись. Думал двойки, оказалось – две пятерки («д» – пятая буква в алфавите). В техникуме я научился здорово рисовать, все делал. Помню, как дотошно прорисовывал веточку смородины – каждую прожилку листа было видно. Нас хороший педагог учил. Под конец техникума стал рисовать так, что мне по ночам снились рисунки по ткани.

Поручение создать музей Славы Зайцева губернатор дал областному департаменту культуры в прошлом августе. Наша редакция дважды запрашивала информацию о судьбе этого проекта. Но и в декабре прошлого года, и месяц назад департамент культуры ограничился общими словами о «разработке концепции». Судя по всему, ничего не сделано, к самому модельеру никто не обращался.

Губернатор обещал

– Вячеслав Михайлович, прошлым летом был ваш показ, и губернатор Станислав Воскресенский сказал, что необходимо сделать ваш персональный музей в Иванове. Получила развитие эта идея?

– Не получила до сих пор. Очень печально. Для меня сейчас важно сделать музей в Москве – я хотел бы, чтоб это был музей государственный (как у Шилова и Глазунова). Я хочу оставить государству свои произведения, подарить людям возможность видеть их.

– То есть для вас важнее сделать музей в Москве, а не в Иванове?

– И в Иванове можно. Даже, может быть, в первую очередь. Губернатор обещал, и я готов содействовать.

***

На прошлой неделе в политехническом университете прошел вечер памяти Натальи Мизоновой. Воспоминания близких чередовались показами дипломных коллекций, выполненных под руководством Натальи Григорьевны. Видеозапись вечера можно найти на Youtube.

Самые читаемые статьи

Анастасия Басенко

Визг дель арте

О художественных доминантах премьеры

Екатерина Сергеева

По воде писано

Что течет из-под крана?

Владимир Шарыпов

#MakeIvanovoGreatAgain

Рубрика "Слово мэра"

Герман Егоров

Первый ректор

В конце сентября исполнилось 90 лет со дня рождения талантливого ученого, организатора высшей школы, истинного интеллигента – Владимира Николаевича Латышева