БАННЕР
Екатерина Петрова
Как избавить Иваново от пыли

Каждый год, после того как растает снег, Иваново превращается в город пылевых бурь. Малейший ветерок поднимает с дорог и тротуаров целые клубы пыли, а на некоторых улицах газоны остаются под грязевой коркой чуть ли не до середины мая. Жители возмущаются, мэрия оправдывается – мол, подождите с месяц, САЖХ все уберет. К середине лета острота проблемы действительно снижается (по разным причинам, в том числе потому, что у ивановцев появляется множество других проблем), но нередко пылевые валы на газонах и около бордюров сохраняются до следующей зимы.

Откуда берется эта пыль, понятно: это остатки песко-соляной смеси, которой зимой посыпают дороги и тротуары. Но легче от этого понимания не становится ни тем, у кого пылевые бури обостряют хронические заболевания, например астму, ни прочим жителям города. Все чаще звучат призывы прекратить посыпать улицы песком и солью, перейти на более продвинутые методы борьбы с «зимней скользкостью» (именно так это называется в различных официальных документах). Попробуем разобраться, насколько эти и другие методы приемлемы и возможно ли их вообще применять в ближайшие годы в областном центре.

Песок, химия, гранит

Для противодействия гололеду в условиях города придумано всего три способа. Первый – это знакомая всем песко-соляная смесь (как правило, около 90% песка, около 10% технической соли – той самой NaCl). Она позволяет не только обеспечить сцепление шин или подошв обуви с поверхностью дороги, но и разрыхлять снежный накат, чтобы впоследствии его легко можно было убрать.

Второй способ – химические реагенты. Обычно это тоже смесь солей различных металлов (например, хлористый кальций или хлористый магний) с добавками. Химреагенты выпускаются в твердом (порошкообразном) и жидком виде. Действие, которое они оказывают на снег или лед, примерно одно и то же – они его просто плавят, так что в большинстве случаев сгребать снег с проезжей части приходится в значительно меньших объемах.

Третий способ – посыпка дорог или тротуаров гранитной крошкой. По утверждениям специалистов, это самый экологичный способ борьбы с гололедом, но у него есть и существенные ограничения.

Песок + соль = пыль

Песко-соляная смесь (ПСС) применяется в Иванове еще с советских времен, технология ивановскими дорожными службами давно освоена.

Плюсы:

– относительная дешевизна;

– экологический вред минимален (смет, остающийся весной, официально относится к отходам 5-го класса опасности, то есть безвреден для окружающей среды);

– в Иванове есть все необходимое оборудование и техника для использования ПСС;

– при применении ПСС не нужно использовать средства индивидуальной защиты;

– NaCl не является агрессивным веществом, поэтому вред для машин, животных и людей минимален (белые соляные разводы на обуви можно отнести к мелким неприятностям);

– ПСС работает даже при очень низких температурах.

Минусы:

– требуются большие площади для хранения;

– ПСС используется один раз, поэтому ее нужно закупать ежегодно;

– нужно вывозить снежные отвалы с городских дорог;

– остатки ПСС с улиц весной нужно собирать и утилизировать (а это дополнительные расходы);

– остающаяся на улицах ПСС превращается в пыль со всеми вытекающими последствиями.

 

Химреагенты: сомнительное счастье

Ивановцы, приезжая из городов, где зимой активно используют химреагенты, обычно восторгаются: чистые тротуары и дороги, никаких снежных отвалов, никакой пыли. Правда, если поговорить с москвичами или ярославцами, то можно услышать и другое мнение, поскольку некоторые моменты для приезжих неочевидны.

Плюсы:

– небольшой расход (по сравнению с ПСС – в 2,5-5 раз) на единицу обрабатываемой площади;

– дают возможность экономить на вывозе снега, поскольку в идеале химреагенты плавят снег и лед, а вода уходит в ливневую канализацию, оставляя чистый асфальт;

– не нужно весной собирать смет и утилизировать его;

– отсутствие пыльных бурь весной.

Минусы:

– для использования химреагентов требуется специальная техника (в Иванове ее нет, нужно закупать заново), хранилища (в Иванове нет, нужно строить) и развитая сеть ливневой канализации (в Иванове ливневкой обеспечено менее трети городских дорог, строительство ливневки обходится в сотни миллионов рублей);

– все химреагенты – агрессивные вещества, которые наносят существенный вред экологии, если остаются на улицах. В Москве жители жалуются на увеличение числа аллергических реакций, на химические ожоги лап собак, на повышенную коррозию кузовов автомобилей;

– при применении химреагентов требуется использование средств индивидуальной защиты и соблюдение требований техники безопасности;

– стоимость химреагентов намного выше стоимости ПСС;

– при использовании реагентов необходимо строить очистные сооружения для очистки сточных вод из ливневой канализации;

– многие реагенты работают только до определенной температуры, например до -15 градусов или до -25 градусов;

– часть реагентов образуют на поверхности дороги пленку, повышающую коэффициент скольжения, что приводит к увеличению числа аварий;

– химреагенты можно использовать однократно, то есть каждый год их нужно закупать заново.

Гранит – для тихих улиц

Гранитная крошка – измельченный гранитный щебень, для обработки дорог, как правило, применяется фракция 2-5 мм. Активно используется в городах Северной Европы, правда, нередко это использование обрастает различными мифами. В России применяется нечасто, в основном – в крупных городах. И в последние годы на федеральном уровне все чаще звучат призывы активнее использовать именно гранитную крошку.

Плюсы:

– гранитная крошка – очень устойчивый к истиранию и недорогой материал, ее можно применять многократно, так что расходы на закупку в горизонте нескольких лет существенно ниже, чем у ПСС или химреагентов;

– это экологически чистый материал, который, даже попадая в почву, не наносит вреда окружающей среде;

– не требует замены спецтехники для использования на улицах областного центра;

– весной не образует пыли;

– не наносит вреда здоровью людей и животных;

– расход крошки ниже, чем песко-соляной смеси.

Минусы:

– гранитная крошка наносится на снежный накат (зимник), так как является просто абразивом, увеличивающим коэффициент сцепления с поверхностью. При этом действующий в России ГОСТ требует зимой очищать проезжую часть дорог до асфальта. А значит, применение гранитной крошки на дорогах приведет к нарушению ГОСТов и штрафам для балансодержателей дорог;

– при высокой скорости крошка вылетает из-под колес и может повредить едущие рядом автомобили или нанести травму человеку. В Европе гранитную крошку применяют на дорогах, где движение не интенсивное;

– если на улице есть ливневка, необходимо ставить в стоки специальные фильтры, чтобы крошка не забивала систему ливневой канализации;

– для сбора гранитной крошки нужны специальные пылесосы, более мощные, чем для ПСС, также требуется хранилище на летний период;

– гранитную крошку перед повторным использованием необходимо промывать, особенно учитывая тот факт, что на улицах Иванова много мусора – окурков, фантиков и т.д. Где и как это делать, пока трудно сказать;

– в период, когда часто наблюдается так называемый «переход через ноль» – в течение суток температура воздуха то выше, то ниже нуля – крошка перестает работать, так как она нагревается сильнее, чем снег или лед, и просто «протаивает» внутрь снежного наката.

Что оптимально?

Получается, что оптимального метода, который позволил бы и не скользить на дорогах и тротуарах, и не глотать пыль весной, и не наносил бы ущерба здоровью и экологии, и был бы по силам ивановскому бюджету, просто нет. Пока, во всяком случае. Но и жить в пылевых бурях тоже очень не хочется. Что предполагают городские власти?

«Наверное, оптимальным решением было бы сочетание нескольких методов, хотя использование реагентов хотелось бы исключить, – говорит директор МУП САЖХ Алексей Сахаров. – Мы уже получили пожелание руководства области и города начать применять гранитную крошку. Мы изучили опыт других городов России, изучили опыт финских коллег. Следующей зимой начнем применять гранитную крошку в пешеходной зоне – на набережной. Пока все работы будут проводиться вручную. Если опыт окажется успешным, то расширим сферу его применения, хотя пока, например, не очень понятно, каким образом мы будем промывать этот материал. Но будем искать решение».

Так что еще как минимум год нам придется жить в пылевых бурях. И надеяться, что МУП САЖХ все-таки приступит к уборке смета не только на центральных улицах, но и на периферии, где кучи пыли уже стали привычным элементом пейзажа.

Если же говорить о перспективе, то хочется надеяться, что использование гранитной крошки на тротуарах войдет в ивановскую практику. Так хоть скользить не будем.

 

Самые читаемые статьи

Наталья Мухина

Постапокалиптическая сказка в Иванове

Снимается кино по мотивам пьесы двух школьников

Владимир Шарыпов

К просмотру обязательно

Рубрика "Слово мэра"

Константин Соцков

У «Энергии» появилась надежда

Возвращаются старые игроки

Александр Гагуа

«Врач вдобавок ко всему должен быть высокоинтеллигентным человеком»

13 сентября исполняется 90 лет известному российскому фи-зиологу, много лет своей жизни отдавшему преподаванию в Ивановской го-сударственной медицинской академии – профессору Льву Сергеевичу Горо-жанину