БАННЕР
Константин Соцков
Не секрет, что одной из главных проблем на ивановских дорогах остаются пробки. Уже привычно, что по утрам стоят улицы Куконковых и Парижской Коммуны, Кохомское шоссе, вечером, когда народ возвращается с работы из центра, – 10 Августа и проспект Ленина

Мы попытались разобраться, отчего в городе образуются автомобильные заторы и как с ними бороться.

Проблемные участки

В УГИБДД по Ивановской области сообщили, что в 2018 году в регионе было зарегистрировано более 420 тысяч транспортных средств (без учета спецтехники), при этом с каждым годом эта цифра прилично возрастает. В 2017 году она приближалась к 408 тысячам, в 2016-м – составляла 398 590. Отдельных цифр по областному центру в ведомстве не предоставили.

Член общественного совета города Иваново Илья Пигалкин, специализирующийся на дорожных вопросах, называет другие цифры. «В 2012 году городские власти говорили о 120 тысячах авто, в 2016-м – мелькала цифра 180 тысяч, а в 2019-м – уже 240. И это только городские машины, без учета приезжих из области. При этом улично-дорожная сеть за последние годы изменилась незначительно. Да, расширили Кохомское шоссе, оно стало четырехполосным (из де-факто – де-юре), достроили Павловский путепровод, закатали в асфальт трамвайную часть Некрасова и восстановили Большую Воробьевскую (пусть и немного раньше), сделали улицу Летчика Лазарева. Больших изменений не вспоминается. Сарментовой как была четырехполосной, так и есть, Парижской Коммуны – трехполосная. Улицу Лежневскую от Марии Рябининой до Типографской расширить физически невозможно из-за частного сектора, проспект Ленина в районе музея Бурылина зажат «волнами», а значит, в этих местах будут собираться автомобили», – поясняет Пигалкин.

По Интернету гуляют знаменитые фотографии, где огромные, многополосные шоссе наглухо стоят в пробках, потому что даже самая широкая дорога где-то обязательно сужается и возникает эффект бутылочного горлышка. Похожая ситуация на Кохомском шоссе и Куконковых: улица сильно сужается у здания архива и на Постышева возникает пробка. Улица Парижской Коммуны пересечена несколькими железными дорогами, усложняет ситуацию непростой перекресток с Рабфаковской – утром пробка может растянуться до Суздальской. Есть затруднения на кольце Сарментовой. Получается, что пробок нет только на широких въездах со стороны Москвы и со стороны Костромы.

Дело в цикле

Начальник отдела организации дорожного движения администрации города Иваново Артем Градин среди проблемных участков называет улицы 10 Августа, Куконковых, Бубнова, проспект Ленина, а также Лежневскую от Марии Рябининой до Постышева в вечерние часы пик, Бубнова до Смирнова и 14-й Проезд.

Начиная разговор о пробках, он рассказывает о «критической интенсивности» – максимальном количестве машин, которые появляются на дорогах в часы пик. На Ташкентской она, например, равна 1100 автомобилям в час, а на Кохомском шоссе превышает 2500. Циклы работы светофоров зависят в том числе и от этих показателей.

«Если несколько лет назад максимальный цикл светофора (время работы всех фаз) составлял 120 секунд, то сейчас на загруженных улицах этого времени не хватает, чтобы пропустить все автомобили через сечение перекрестка. На первом этапе проблему возможно решить, увеличив цикл до 150-180 секунд», – рассказывает Градин.

В 2018 году так поступили на улице Ташкентской, на которой раньше образовывались заторы – помогло. Почему бы так не сделать с другими улицами?

«Увеличить цикл – не проблема, но не все так однозначно. Если мы так поступим на Кохомском шоссе в утренние часы пик, то возникнет вопрос: «Куда поедет такой поток?» Мы можем увеличить время на Шереметевском, но столкнемся с заторами на 10 Августа с одной стороны и на Карла Маркса – с другой, увеличим на Ленина – встанет Багаева», – объясняет Артем Градин.

В 2018 году на Кохомском шоссе тоже увеличили цикл работы светофоров, но интенсивность здесь гораздо выше, чем на Ташкентской, и двух полос в каждом направлении не хватает. Кроме того, на Кохомском шоссе транспортный поток в часы пик сильно тормозят остановки общественного транспорта и разрешенный левый поворот на перекрестках.

«Здесь более глобальная проблема, решить ее простым увеличением цикла не получится. Необходима реконструкция участка улично-дорожной сети, обустройство дополнительной полосы в каждом направлении. Но опять же, когда мы такой поток запустим в город в утренние часы пик, у нас начнутся проблемы на узких местах областного центра», – делится специалист.  

Также среди минусов увеличения цикла Артем Градин называет более продолжительное ожидание на светофорах, в частности для пешеходов. Им придется дольше стоять, не исключено, что некоторые начнут перебегать дорогу на красный со всеми вытекающими.

Отдельный разговор – 14-й Проезд. Утренние заторы от парка «Харинка» происходят из-за того, что на улице 2-й Лагерной – железнодорожный переезд. «Я сам исследовал дорожно-транспортную обстановку на участке, пытался изменить ее, регулируя светофор на перекрестке Маршала Жаворонкова и 2-й Лагерной. Но спустя три месяца изменения цикла результата не принесли. Решение проблемы возможно при строительстве путепровода».

Улица-дублер – выход?

Еще один способ борьбы с пробками – расширение дорожной сети. В этом году администрация всерьез взялась за улицу-дублер Лежневской. Транспортный поток частично будет направлен по улице Кудряшова, которую должны отремонтировать на участке между 5-й Коляновской и выездом на московское направление. ПСД уже разработана, в будущем администрация города Иваново планирует завершить формирование дороги-дублера. Проблему с магистральным трубопроводом, который препятствовал проезду, уже решили.

Впрочем, Илья Пигалкин считает, что расширение дорожной сети – это борьба с последствиями, а не с причиной пробок. Выход он видит в развитии общественного транспорта: «Вместительным автобусом или троллейбусом можно перевезти жителей гораздо больше, автомобилем… Расширяя дорожную сеть, мы рано или поздно придем к тому, что всё будет удалено, как в Лос-Анджелесе, и все будут передвигаться на автомобилях даже в булочную. Либо мы пересядем на комфортный общественный транспорт, и город останется компактным и достаточно свободным от пробок».

Самые читаемые статьи

Владимир Шарыпов

Внимание на дороги

Рубрика "Слово мэра"

Николай Голубев

Ивановские эмансипе

Первый ивановский арт-путеводитель

Екатерина Сергеева

Без крыши над головой не оставят

Куда обращаться в случае ЧП

Анастасия Басенко

Как пройти в библиотеку?

Может ли Иваново стать похожим на Хельсинки