В соревнованиях примут участие команды девушек из России и Белоруссии
На 21 ноября в мэрию направлена 21 заявка от инициативных граждан на участие в муниципальном отборе проектов
Собственники и наниматели жилых помещений имеют другое жильё
Звание присвоено  капитану полиции Денису Бубнову, старшему участковому уполномоченному полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ОМВД России по Советскому району
В Иванове пройдет Всероссийский конкурс жестового пения
Пожалуй, эта фотография встречалась каждому, кто интересовался историей нашего города 1920-1930-х годов. На снимке изображена набережная реки Уводи в районе площади Пушкина. Кадр сделан в 1938 году, когда активно велось строительство Дворца искусств

На фотографии отчетливо виден поезд на паровой тяге, который стоит на путях, проложенных вдоль Уводи. Когда появилась эта железная дорога? С какой целью ее строили? И почему решили ликвидировать?

Пути вдоль реки впервые изображены на карте города 1935 года. Полноценный железнодорожный путь, разрезающий Иваново пополам, проходил от Сортировочной станции до Текстильного.

Выгодное предприятие

В 1920-е, в связи с бурным ростом населения Иваново-Вознесенска, возникла потребность во вместительном общественном транспорте. В 1926 году, параллельно с созданием автобусной сети, обсуждался вопрос об открытии городского трамвая. На заседании секции коммунального хозяйства горсовета заслушивался доклад «О выборе направления грузовой и пассажирской линии трамвая». Таким образом, город должен был получить два трамвая: грузовой, подвозящий на предприятия сырье и забирающий готовую продукцию, а также пассажирский, курсирующий по улицам.

Протокол заседания секции фиксирует интересные сведения о первоначальных планах расположения трамвайных линий. О предстоящей работе докладывал член горсовета П.А. Сакулинский: «Мы пока ограничимся более жизненно необходимым минимумом – грузовой линией от поста Балино до товарной станции Иваново по пойме реки Уводи и пассажирской линией от Горсовета по улицам Соковской, Ф. Энгельса (Шереметевский проспект), Карла Маркса, Советской и Социалистической (проспект Ленина) до Нового кладбища, если пассажирская станция будет строиться в конце Республиканской улицы (проспект Ленина). В данном случае кроме пассажирской линии мы сможем обслуживать население пуском пассажирских вагонов по грузовой линии, соединяющей окраины города и разделяющей город пополам. Грузовая линия от поста Балино нам необходима с целью подачи торфа на строящуюся торфоэлектроцентраль (ТЭЦ-1).

Трамвай в масштабе, предложенном трамвайной комиссией, будет выгодным предприятием. Мы в 4-5 лет окупим стоимость трамвая, не затрагивая городских средств, и тем самым приобретем городское предприятие стоимостью 4-5 млн рублей.

Конечно, на первое время мы не удовлетворим всего населения полностью, но это диктуется экономическими соображениями. Нельзя же строить предприятие, которое будет проедать себя и половину горбюджета. К расширению мы приступим, как только будет выяснена безубыточность того или иного направления и окажутся свободные средства».

Заслушав сообщение Сакулинского, пленум принял постановление о необходимости проектирования первой линии трамвая. В том же 1926 году была учреждена трамвайная комиссия губисполкома, которая руководила строительными работами.

Не хватило электричества

10 мая 1927 года началось строительство грузовой ветки от товарной станции Иваново до Балино (впоследствии разъезд Текстильный). Имея протяженность чуть более десяти километров, она охватывала все крупные городские предприятия. «Работы по постройке грузовой ветки трамвая, – писал «Рабочий край» 10 октября 1927 года, – подходят к концу. Полное окончание работ на главной магистрали – вопрос нескольких дней. Ветка может пропускать по 100 вагонов в день. Сейчас для внутренних перевозок по ветке для сообщения между фабриками имеется десять вагонов, а в скором времени поступят еще пятнадцать». Не забыли и о трудящихся. Для рабочих составлялись специальные поезда с вагонами легкого типа.

15 октября 1927 линия грузового трамвая была открыта. Однако трамваем в полном смысле этого слова она так и не стала. Поезда передвигались с помощью паровозов (депо на два паровоза было построено на 1-м Рабочем поселке). Строительство ИвГРЭС еще только начиналось, а мощности городских электростанций не хватало на электрификацию железнодорожной ветки. Вероятно, по той же причине постройка пассажирского трамвая была отложена еще на семь лет.

Впрочем, в истории ивановского трамвая эта ветка сыграла немаловажную роль. В октябре 1934 года по ней на территорию БИМа были доставлены первые 25 трамвайных вагонов Мытищинского завода (10 моторных серии Х и 25 прицепных серии М), которые стали «первооткрывателями» трамвайного движения в Иванове.

Пунктир шпал

Как мы видим на фотографии, с которой начали, грузовой трамвай также использовался для подвоза рабочей силы и строительных материалов к Дворцу искусств. Демонтаж железной дороги на набережной, вероятно, начался в послевоенные годы, когда территория вдоль Уводи благоустраивалась жителями города на субботниках. Именно в эти годы были высажены деревья в сквере у цирка, на месте которых, судя по карте середины 1930-х, проходил железнодорожный путь.

Первым был демонтирован участок от БИМа до Соковского моста. Путь от Сортировочной станции до Соковского моста с 1950-х использовался асфальтобетонным заводом. Завод располагался на месте Грачевского старообрядческого кладбища на левом берегу Уводи, позади здания, где сейчас располагается Союз промышленников и предпринимателей. Сейчас на этом месте пустырь, а железная дорога практически полностью растащена на металлолом.

Интересно, что демонтаж третьего участка пути, от БИМа до станции Текстильный, планировался генпланом 1968 года, однако железнодорожная ветка по-прежнему используется предприятиями северо-западной промзоны, в частности химическим заводом имени Батурина.

Таким образом, поезд на фотографии – это так называемый грузовой трамвай, существовавший в Иванове в довоенный период. Пути в районе площади Пушкина существовали еще со второй половины XIX века, были реконструированы в 1927 году и ликвидированы в послевоенный период в ходе благоустройства набережной Уводи.

В заключение приведем отрывок из статьи «Следующая остановка – «Набережная», опубликованной в газете «Ленинец» от 27 октября 1985 года: «Нынче почти 27 процентов пассажиров являются пассажирами трамвая. К началу следующего тысячелетия перевозка увеличится в два раза. Увеличение протяженности трамвайных линий – в основном за счет новых маршрутов. Трамвайные линии свяжут Кохму и Иваново. Одна нитка пройдет по Кохомскому шоссе, вторая – в район Горино. В черте города тоже намечается небольшое изменение маршрутов. Трамваи – и со стороны проспекта Энгельса, и со стороны проспекта Ленина – не будут заходить на площадь Революции. От кинотеатра «Мир» (ныне «Кранбанк». – Прим. авт.), например, вагоны отправятся по набережной к улице Бубнова».
Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Самое щедрое дарение в истории музея

Коллекция Ивановского художественного музея пополнилась шестью картинами XIX века

Жизнь на ладошке

Сейчас выхаживают крох, родившихся даже на 22-й

Это просто красиво

Бальные танцы – это не просто искусство движения, но и целый мир, наполненный грацией, эмоциями и культурными традициями

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам