БАННЕР
Николай Голубев
В художественном музее открылась большая выставка портретов с конца 18 века до начала 20-го. Представлены художники первого ряда: Боровиковский, Рокотов, Брюллов, Тропинин, Кустодиев, Репин, Серов. Да и работы многих других – настоящие шедевры. К слову, некоторые из них выставляются впервые

Экспозиция показывает, как развивалось русское реалистическое искусство: от парсунного плоскостного изображения до психологического портрета. Важно, что каждая работа снабжена подробной аннотацией: рассказывается не только о художнике, но и о герое портрета. Куратор выставки - Елена Белянина.

Впервые девять

Известно, что в ивановском музее хранится девять полотен Василия Тропинина – уникальный случай для регионального собрания. На нынешней выставке они показываются все вместе чуть ли не впервые. Так, почти никогда не экспонировался портрет гусара С.Н. Мосолова. На нем запечатлен двадцатилетний красавец-аристократ. Щеточки усов «рифмуются» с дорогим меховым воротником шинели. Но два георгиевских креста на груди говорят о том, что жизнь военного была не только праздной. Спустя несколько лет Тропинин сделал еще один портрет Мосолова – к тому времени он уже вышел в отставку, женился, сбрил усы и растерял внешнюю утонченность (изображение хранится в Третьяковской галерее). Интересно, что сам Мосолов был страстным поклонником Рембрандта – коллекционировал копии его работ, написал очерк о жизни художника.

Представлен в тропининской экспозиции и портрет князя В.А. Черкасского в овальной раме. Этот же герой изображен в соседнем зале на холсте Крамского. Портреты сделаны с разницей в тридцать лет, за которые молодой ученый-юрист успел стать видным общественным деятелем, московским городским головой. Второй образ написан посмертно – по фотографии.

Добавлю, что значительная часть тропининских работ в ивановском музее – из собрания шуйских купцов Киселёвых. Есть предположение, что художник в разные периоды перерисовал чуть ли не всех представителей этой семьи. Доподлинно неизвестно, бывал ли он в Шуе, или заказчики приезжали в мастерскую. В Иванове сейчас хранятся три портрета Киселёвых, еще несколько известно в Москве и Рязани.

Николай Васильевич улыбается

Как выглядел Николай Гоголь? Если начнете представлять – в памяти наверняка всплывет один из портретов Фёдора Моллера. Художник и писатель в одно время жили в Италии, часто виделись. Моллер сделал несколько портретов по просьбе самого литератора – самый первый из них, 1840 года, хранится и выставляется сейчас в Иванове (первоначально он был куплен П. Третьяковым и долгое время висел в его кабинете). Сам Гоголь считал портреты кисти Моллера своими единственными схожими изображениями. Известно, что было как минимум еще четыре моллеровских портрета Гоголя – два из них пропали во время Великой Отечественной войны.

Мама Тани

Своеобразной эмблемой Ивановского художественного музея является портрет 1924 года Татьяны Чижовой кисти Кустодиева (изображена красивая девушка в бархатном балахоне; запоминаются малиновая косынка на голове, рубиновый перстень). В этот раз холст не выставляется – все-таки выставка ограничена имперской эпохой, зато экспонируется портрет матери кустодиевской героини. Анна Дормидонтовна Эристова – уверенная в себе, статная женщина – изображена Богдановым-Бельским. До революции она владела пятиэтажным доходным домом в центре Петербурга, жила с роскошью. А умирала героиня этого портрета зимой 1942 года в бомбоубежище Эрмитажа (в музее работала ее дочь). Сохранились грустные свидетельства: «Когда она стала пухнуть от голода, она вспоминала, на каких приемах бывала в молодости. Перед смертью Анна Доримедонтовна потеряла рассудок и, забыв русский язык, говорила по-итальянски. Понимал ее лишь кто-то из Отдела западной живописи, случайно оказавшийся рядом».

Художник Борис Кустодиев на выставке представлен портретом Н.К. фон Мекка – дореволюционного буржуа. Когда будете рядом – найдите в смартфоне еще одно кустодиевское изображение этой персоны (картина хранится в Иркутске) – интересно сравнить.

Любопытно будет сопоставить также портреты писателя Писемского, выполненные с разницей в десять лет Перовым (он представлен на выставке) и Репиным (хранится в Третьяковской галерее). Кардинальные отличая в данном случае, видимо, объясняются меняющей силой русской болезни.

Девушки со слезами

На выставке экспонируется знаменитая «Вдовушка» Павла Федотова. Куратор Елена Белянина объясняет: «Это не только жанровая картина – но и портрет. Через образ девушки художник раскрывает свой замысел. К тому же внутри картины есть автопортрет самого Федотова». Добавлю, что аннотация к этому холсту – настоящее исследование, где рассказывается о прототипах и неочевидных деталях этого трогательного сюжета.

В соседнем зале привлекает портрет еще одной опечаленной девушки – картина Михаила Брянского «Невеста, получившая обратно обручальное кольцо». Это авторское повторение (оригинал хранится в Одессе), но на нашем варианте – героиня смотрит прямо на зрителя, бессловесно обращается к нему. Второе название картины – «Разбитые мечты».

Выставка «Чувство и разум» проработает в художественное музее всё лето. Выходной день – вторник. Цена полного билета – 150 рублей. Адрес: пр. Ленина, 33.

Самые читаемые статьи

Екатерина Сергеева

Заглушки в канализации: как не пострадать от соседских долгов

И как спастись от потоков чужой жизнедеятельности

Ольга Хрисанова

Девичья школа

Обязательно ли после монастыря идти в монахини?

Редакция РК

"Пилот"

В рамках второго российского фестиваля телесериалов, который пройдет в Иванове с 20 по 22 сентября, жители и гости города смогут увидеть 17 пилотных серий новых телесериалов до их премьеры

Наталья Мухина

Постапокалиптическая сказка в Иванове

Снимается кино по мотивам пьесы двух школьников