БАННЕР
Екатерина Сергеева
Что ждет ивановских школьников в новом учебном году

И родители, и школьники уже привыкли к тому, что 1 сентября в школе их могут ожидать сюрпризы. Значительная часть новшеств связаны с инициативами Министерства образования, причем нередко и управлению образования, и администрациям школ приходится адаптировать эти инициативы к нашим ивановским реалиям.

Что же ожидает нас в этом учебном году? К чему готовиться? Об этом мы поговорили с начальником управления образования города Иваново Еленой Арешиной.

– Елена Васильевна, насколько существенными будут изменения в учебной программе? Еще год назад руководители школ говорили, например, о перспективах появления второго иностранного языка, уроков шахмат…

– Действительно, в 2019–2020 учебном году появится несколько новых предметов. Об этом было известно заранее, поскольку школы должны подготовиться, провести переобучение учителей, встроить новые предметы в свои программы. В частности, таким новым предметом станет второй иностранный язык.

Он будет преподаваться на уровне основного образования, то есть начиная с пятого класса. При этом у школ (конечно, с учетом мнения родителей) остается право выбора, какой язык преподавать, с какого именно класса, в каком объеме. Правда, очень часто определяющим фактором становится наличие в школе учителей, которые могут этот язык преподавать. Скажем, найти учителей китайского в Иванове будет сложновато.

– В средней школе учебная программа довольно плотная. За счет чего будет вводиться второй иностранный язык? Не получится ли, что за счет уменьшения количества уроков английского?

– Программа по английскому языку остается прежней. За счет какой компоненты вводить второй иностранный язык, повторю, будет решать школа. Ну и обращаю внимание, что второй иностранный появится не во всех параллелях средней школы. В некоторых школах он будет только в пятых классах, со следующего года – в пятых и шестых и так далее. То есть второй язык будет вводиться постепенно. Есть школы, где второй язык будут начинать учить с шестого класса и так же постепенно вводить.

– Еще шла речь о том, что в школе надо проводить уроки шахмат.

– Да, это второе новшество, которое ожидает наших детей в этом учебном году. Вряд ли кто-то будет спорить, что эта игра развивает память, когнитивные способности, стратегическое мышление. После обсуждения с профессиональным сообществом было решено, что в Ивановской области преподавать шахматы будут в рамках внеурочной деятельности. Сейчас уже разработан курс «Шахматы в начальной школе», так что эти занятия будут проводиться пока только в 1-4-х классах. Курс предполагает один академический час в неделю, посещать занятия ребята будут по желанию, это не будет обязательной дисциплиной.

– Кто будет преподавать? Специалисты из областной федерации шахмат?

– К сожалению, у этих специалистов очень высокая нагрузка, так что обучение ребят основам игры в шахматы займутся учителя. В институте развития образования для преподавателей разработаны два курса подготовки и повышения квалификации. И, конечно, вести эти занятия должны люди, которые сами увлекаются шахматами.

– А будут ли желающие посещать занятия по шахматам? Тем более что определяющим в любом случае будет мнение родителей.

– В некоторых школах такие факультативные занятия уже существуют несколько лет. По опыту 33-го лицея могу сказать, что спрос есть и он достаточно велик. Сначала, конечно, это как правило инициатива родителей. Но затем ребята и сами втягиваются.

– В прошлом году среди родителей школьников обсуждалась информация, что с этого учебного года появятся такие странные предметы, как родной русский язык и родная русская литература. Чем они отличаются от просто русского языка и просто литературы?

– Эти предметы с этого учебного года будут преподаваться во всех школах. В первую очередь, конечно, они актуальны в тех субъектах Федерации, где родным языком для большинства школьников является не русский язык. В таких регионах, как Ивановская область, эти предметы будут выделены для того, чтобы показать ребятам особенности русского языка и русской литературы.

Сразу хочу отметить, что количество часов, выделенных для основных курсов русского языка и литературы, не уменьшится. В принципе можно воспринимать эти предметы как более детальное изучение русского языка и русской литературы. В любом случае дополнительное внимание к таким базовым предметам явно будет не лишним.

– А в организации учебного процесса в этом году предполагаются какие-то нововведения?

– Нововведения коснутся учащихся старших классов. В этом году в шести школах – № 22, 33, 36, 61, 62, 66 – в рамках пилотного проекта пройдет переход на новые федеральные стандарты.

Переход на ФГОС предполагает перестройку учебной программы под потребности учащихся. Раньше в 10-м классе преподавали 15-16 предметов, и изучение всех этих предметов было обязательно, хотя бы в минимальном объеме. Теперь в профильных классах выделено девять предметов, которые обязательны для изучения: русский язык, математика, английский, астрономия, ОБЖ, история, физкультура. А дальше ученик может выбрать предметы, которые он хочет изучать. Например, если собирается поступать в технический вуз, он выбирает дополнительную математику, плюс физику и информатику. Если собирается поступать в медицинский – пожалуйста, выбирай биологию и химию, если на гуманитарную специальность – дополнительную историю и обществознание.

Такой подход позволяет более точно «подстроить» школьное образование под потребности учащихся. Но есть нюанс: выбор предметов делается на два года – на 10-й и 11-й классы. Потому что администрации школы надо понимать потребность в учителях того или иного предмета, потребность в учебных помещениях и т.д. И если вдруг у молодого человека за год до окончания школы изменились приоритеты и он решил пойти не в технический вуз, а в гуманитарный (а такое бывает), то изменить учебную программу он не сможет. При этом у него сохранится возможность сдавать ЕГЭ по нужным ему предметам, хотя готовиться к этим экзаменам ему придется самостоятельно.

– Не могу не спросить про нашумевшую историю с детской конституцией. Будет ли это пособие использоваться в ивановских школах?

– Начнем с того, что ни в департаменте образования, ни у нас в управлении образования, ни директора школ не видели в полном объеме это пособие. Поэтому ни о каких рекомендациях по его использованию не может быть и речи.

Я уверена, что детям необходимо рассказывать и про Конституцию, и про основы законодательства нашей страны, но это нужно делать профессионально и на высоком уровне, в том числе художественном. Так что тех, кто озабочен вопросом использования детской конституции в школах города, могу успокоить: в таком виде издание не будет изучаться.

Самые читаемые статьи

Наталья Мухина

Постапокалиптическая сказка в Иванове

Снимается кино по мотивам пьесы двух школьников

Владимир Шарыпов

К просмотру обязательно

Рубрика "Слово мэра"

Константин Соцков

У «Энергии» появилась надежда

Возвращаются старые игроки

Александр Гагуа

«Врач вдобавок ко всему должен быть высокоинтеллигентным человеком»

13 сентября исполняется 90 лет известному российскому фи-зиологу, много лет своей жизни отдавшему преподаванию в Ивановской го-сударственной медицинской академии – профессору Льву Сергеевичу Горо-жанину