БАННЕР
Элеонора Комарова
Взгляд со стороны на «Два авангарда»

Было бы эффектно начать эту заметку с рассказа о моих встречах с Анатолием Зверевым. Увы… В свое время я упустила эту возможность. Хотя мы бывали в одних и тех же домах, мне показывали его работы, но неоформленные, свернутые в тубусы, они не производили особого впечатления. Тогда, в начале 1970-х, в Москве больше обсуждались выходки Анатолия, его полуюродство. Искусство этого художника я оценила относительно недавно: у Музея AZ еще не было своего здания, и они представляли коллекцию в Новом Манеже. Вот тогда я поняла, что Пикассо не зря называл Анатолия Зверева лучшим русским рисовальщиком.

Зато Ивановский художественный музей я полюбила сразу. Шесть лет назад, приехав впервые, была просто поражена собранием и качеством хранящегося здесь русского авангарда. Потому казалось, что нынешняя выставка, на которой объединят коллекции двух музеев (Зверева и ивановского художественного), станет, говоря молодежным языком, бомбой – событием года. Без сомнений, я брала на вокзале билеты в Город невест.

В стенах ивановского музея (который, прямо скажем, нуждается в косметическом ремонте) москвичи выстроили полноценные декорации, устроив семь небольших залов. Дизайн выглядит современно и дорого. Правда, странно, что он не связан с тематикой и концепцией выставки – было бы логичным оформить пространство в стилистике архитектуры 1920-х. Зато удачно вплетены в оформление ивановские агитационные ситцы – показывают не крошечные образцы, а большие отрезы (зря только не указаны имена текстильных художников).

Поиск рифмы

В последние десятилетия музейные выставки демонстрируют не столько произведения искусства, сколько фантазию кураторов. Мало вывесить картины – важно их снабдить неожиданной концепцией, дать эпатирующую трактовку (то же самое, к слову, происходит и в театре). Хорошо, когда кураторские изыски не мешают самому искусству, но иногда они отвлекают, перетягивают внимание.

Ивановская выставка «Два авангарда!? Рифмы» тоже нанизана на концепцию. Куратор Сергей Соловьёв (он из музея AZ) заявляет: «Выставочный проект парадоксально объединяет шедевры авангарда 1910–1920-х годов из собрания Ивановского художественного музея и лучшие произведения неофициальных художников второй половины ХХ века. Это более 30 работ периода «советского ренессанса» из коллекции Музея AZ и его основателя Наталии Опалевой. Знак вопроса в названии провоцирует полемику, указывает на дискуссионность проекта: правомерно ли говорить о «втором авангарде» 1960-70-х годов? Что или какие критерии определяют авангардность того или иного произведения?»

Таким образом, зрителю предлагают сравнить художественный процесс начала и второй половины прошлого века. Плюсом представлено несколько инсталляций последнего десятилетия, чтобы сделать выводы и об авангарде ХХI века. Это как сопоставлять стихи, скажем, Маяковского, Евтушенко и Дмитрия Быкова – конечно, можно, но зачем? К тому же в данном случае масштаба экспозиции явно недостаточно для решения глобальных вопросов – в ней всего 41 работа.

Я ожидала увидеть лучшие полотна авангардистов из коллекции ивановского музея – но представлены всего шесть (И. Машков, О. Розанова, А. Экстер, Б. Шапошников, Д. Штеренберг). Музей AZ тоже не привез жемчужины своей коллекции, обозначив «вторую волну» только отдельными именами (представлено три работы А. Зверева), что не позволяет составить целостную картину, сделать выводы о явлении.

Не знаю, на каких принципах складывалось сотрудничество двух музеев, но, хотелось бы, чтоб ивановцы более широко показали свой авангард – не только первой, но и второй волны. Известно, например, что в ИОХМ хранятся работы Алексея Тяпушкина. Он, кстати, учился в Иванове, прошел фронт, награжден Звездой Героя, после победы – один из лидеров московского андеграунда, участник бульдозерной выставки. И этот художник рассказывал о том, как повлияли на его творчество работы Малевича, увиденные впервые в Иванове.

Это мог быть главный вопрос выставки: насколько вторая волна авангарда продолжает первую, конкурируют ли они? И здесь показательно, что в экспозиции без подсказок почти всегда различаешь работы 1920-х годов и 1960-80-х. Казалось бы, совпадают темы, цвет, порой доходит почти до буквального копирования (сравните «Цветоконструкцию» Ольги Розановой и «Красное-черное» Владимира Немухина) – но разность эпох очевидна. Как это работает, не знаю, но эта загадка захватывает. Отмечу трюк, выстреливший на выставке: в экспозицию введен поздний холст Давида Бурлюка – 1948 год. Этот художник – друг Маяковского –  безусловно, из первой волны авангарда, но выбранная работа хронологически ближе к шестидесятникам. И непонятно: к какому историческому контексту она подходит больше. 

***

По музейной моде подписи к картинам чуть «спрятаны», чтобы зритель не отвлекался на них с самого начала. Выставку дополняют поэтические цитаты – и это тоже в соответствии с актуальными тенденциями. Проекции на стене знакомят с биографиями художников (забавно, что в этих слайдах Анатолий Зверев указан, как «легендарный московский художник», а Илья Машков просто как живописец). 

Ивановский зал

Выставка «Два авангарда» – стильная, интересная, очень дорогая (говорят, в нее вложили несколько миллионов рублей), но, честно говоря, от нее ожидали большего. К сожалению, сотрудничество двух музеев не привело к синергии.

Выйдя из построенных декораций, я дошла до зала, где Ивановский художественный музей уже много лет выставляет свою коллекцию авангарда. И, знаете, там интереснее: и по живописи, и по оформлению экспозиции (оно лаконичнее, но связано с авангардной архитектурой). Холсты, которые сейчас участвуют в выставке, заменили другими. В зале появились красноглазая «Девочка с яблоком» Александра Самохвалова, ученический портрет Ольги Розановой (он висит напротив ее авангардного автопортрета), морской пейзаж Фалька. Кажется, что от этих временных дополнений экспозиция только выиграла. Несколько выбивается в общем ряду появившаяся жанровая «Пряха» Петра Кончаловского – но ее стоит увидеть.

Простите, что, сравнивая две волны авангарда, пришлось сравнить две музейные выставки. Но мне важно это сказать: ивановцы зря не доверяют своему музею и своим специалистам. Я почувствовала это, глядя на весь фестиваль «Первая фабрика авангарда». Приезжие кураторы, лекторы, модераторы... Всё это здорово! Но поверьте, многое можно делать ивановскими силами, и пользы для города от этого будет больше. 

Самые читаемые статьи

Ольга Хрисанова

Хоть романы пиши

Кто и зачем обращается к частному детективу в Иванове

Владимир Шарыпов

За благоустройство Иванова

Рубрика "Слово мэра"

Екатерина Сергеева

Собачья забота

Отлов безнадзорных животных: одним благо – другим проблемы

Наталья Мухина

Всё свяжется!

В Иванове открылся первый в стране музей креативного вязания