Рецензия на «Оно 2» Андреса Мускетти

Прошло 27 лет с тех пор, как друзья из «Клуба неудачников» победили поселившееся в канализации провинциального городка Дерри древнее зло в обличье танцующего клоуна Пеннивайза. Жизнь пошла своим чередом, «неудачники» разъехались по разным уголкам страны, а всё случившееся затерялось глубоко в коллекторах памяти. Ничего не забыл только осевший на малой родине Майк, который все эти годы копался в библиотечных архивах, изучал индейские ритуалы и следил за полицейскими радиочастотами в ожидании неизбежного. Однажды вечером на месте загадочного убийства появляется до дрожи знакомый красный шарик… И Майк понимает: Оно вернулось. 

Первая часть дилогии Андреса Мускетти, вышедшая в 2017 году, имела безоговорочный коммерческий и зрительский успех. После хорошего, но слишком уже несовременного мини-сериала 1990 года поклонники Стивена Кинга дождались наконец экранизации «Оно» с эквивалентными дарованию Короля ужасов спецэффектами. Кроме них присутствовали затейливый саспенс, социальный подтекст и прицельные попадания в роли (была даже премия MTV за лучший актерский состав). 

Но уже в 2017-м было скорее не страшно, а жутко увлекательно смотреть на демоническую экзотику вроде слоняющегося по канализации мальчика в желтом дождевике или оживающей дамы Модильяни, пробравшейся на экран прямиком из режиссерского детства. Зритель, выросший на фильме Томми Ли Уоллеса, мог ностальгически откинуться в кресле и созерцать причудливые ипостаси Пеннивайза эпохи высоких технологий, представляя себя ребенком и задним числом радостно трепеща от ужаса. 

Дополнительный бу-эффект

Вторая часть, где взрослым (официальный рейтинг для всех фильмов «Оно» – 18+) показывают взрослых, подобной магии лишена. Убедить себя в том, что чудовищ, вылезающих из печений с предсказаниями, стоит бояться, зрителю не проще, чем персонажам поверить в то, что никаких чудовищ нет. Пара удачных скримеров, монструозная старушка, по-линчевски замирающая на полуреплике, – вот в общем-то и всё, чего можно по-честному испугаться.

На глазах размазывая условный грим жанра, приличия которого удается соблюсти лишь номинально, Мускетти обвешивает фильм всеми дежурными амулетами современного Голливуда: разгрузочные шутки и гэги, отсылки-пасхалки, камео. Это особенно иронично на фоне того, как другой зловещий клоун, из кинокомикса (что может быть более коммерческим), вместо прибауток выдает махровую драму – и берет в Венеции «Золотого льва». 

В области юмора повзрослевшие дети остались на уровне ностальгических хохм о «твоей мамке». Пеннивайз же с его дверью, за которой «совсем не страшно» (прозорливо в общем-то), в этом смысле эволюционировал в сторону макабрических интермедий в стиле Фредди Крюгера, еще одного пожирателя детских кошмаров. Одна из отсылок в картине – как раз к «Кошмару на улице Вязов» (его показывают в кинотеатре Дерри). В нагрузку – голова на паучьих лапах, как в «Нечто», и знаменитое «А вот и Джонни!» из «Сияния». В эпизодах засветились целых три режиссера: сам Мускетти, Питер Богданович и Ксавье Долан. Последний – в роли просвещенного гея из завязки фильма, выворачивающей наизнанку отношение первоисточника к гомосексуальности и подарившей зрителям (российским – без сомнения) один дополнительный бу-эффект без участия сил зла. Но самое эффектное камео всё же у Кинга-продавца, обсуждающего со своим героем неудачные концовки.

Кинг на экране

Неожиданному появлению мэтра на экране радуешься по-детски искренне, как чему-то живому, ещё трепыхающемуся в узловатых лапах непрошибаемо однообразного нарратива. С самого начала, выстраивая экспозицию, Мускетти действует с упорством отличника, подробно выводя отчет о проделанной временем работе над персонажами: заикающийся Билл стал известным писателем (Джеймс МакЭвой), рыжеволосая Беверли – модным модельером (Джессика Честейн), пухляш Бен – поджарым архитектором (Джей Райан), очкарик Ричи – популярным комиком (Билл Хейдер), предусмотрительный Эдди – состоятельным страховщиком (Джеймс Рэнсон), а бояка Стенли – успешным финансистом (Энди Бин). Идентичная в своём разнообразии реакция этих взрослых на тревожный звонок из детства от почти забытого друга Майка (Айзая Мустафа) подается как отдельный аттракцион.

Тот же педантизм режиссер показывает и дальше, сосредоточенно иллюстрируя поединок каждого «неудачника» с личными страхами и комплексами. Образы неизжитых детских кошмаров по-фрейдовски красноречивы: патриархально безупречная статуя дровосека Пола Баньяна, древняя старуха, навсегда оставшаяся «папиной дочкой», вездесущий семилетний зомби-Джорджи с его двойником из мира живых. В Дерри, где никто «не умирает в самом деле», никто по-настоящему и не взрослеет. Сбросив по возвращении в город шелуху социального статуса, герои предстают просто вымахавшими подростками, продолжающими бродить по знакомым сюжетным тропинкам – новых повествовательных маршрутов Мускетти не предлагает.

Тщательно пережевывая несложную мысль о том, что все наши травмы и сокровенные тайны родом из детства, фильм непрестанно сползает во флешбеки с детьми из первой части. Это работает не в пользу взрослых. Вместо закрытого клуба затравленных индивидуальностей, объединившихся не только против клоуна-убийцы, но и против всего опостылевшего взрослого мира, зритель получает почти уже случайную компанию усталых успешных людей, которым не терпится вернуться к своим делам. Да, напрячься и убить наконец Пеннивайза они в состоянии. В их силах даже воскресить запоздалый роман, побороть комплекс белой вороны, уехать всё-таки из Дерри и научиться сочинять хорошие концовки. Но тут-то неудачный хеппи-энд коварно вырастает за их собственными спинами.

Безвозрастной Пеннивайз (Билл Скарсгард) выглядит в картине убедительнее и, страшно сказать, правдивее взрослых «неудачников» – не зря в одной из сцен он (Оно) стирает грим вместе с кожей. Окончательно затравленный ими, учившимися травле на собственных шкурах, клоун изрекает: «Какими вы стали большими!» И у этой путевки в жизнь горький привкус. В созданном Мускетти мире пугает не то, что Оно вернется снова, а то, что не вернется уже никогда, как детство, где было место хотя бы и жуткому, но чуду. Для совсем не мистического, а экзистенциального ужаса осознания этой потери 18+ – недостаточно высокий рейтинг.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам