БАННЕР
С 22 ноября мультиплекс начнет работать в новом режиме
получения электронных карт школьника
Ивановцы выбирают территории под благоустройство
Жителей областного центра приглашают на образовательный форум
Анастасия Басенко
О художественных доминантах премьеры

«Праздник нужен душе, праздник! Я его долго жду» – с такими шукшинскими настроениями стекался в минувшие выходные ивановский зритель на открытие сезона в драматическом театре. Погода выдалась неласковая, холодно и сыро, зато праздник многообещающе сулила броская афиша премьерного спектакля – комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ». А как иначе: надеешься увидеть яркую итальянскую историю, блестящую маскарадность костюмов, лицедейский апогей плутовства. Но вышло как всегда: ожидание праздника лучше самого праздника.

В партере

В партере пахло водкой. По наблюдениям в буфетной очереди это самый востребованный напиток – спишем на острую необходимость согреться и отсутствие приличного зернового кофе. «Соседи на час» (впрочем, на три – спектакль в двух действиях с одним антрактом) с левой стороны громогласно обсуждают похожесть происходящего на сцене на «Труффальдино из Бергамо», советскую телеэкранизацию пьесы с Константином Райкиным в главной роли (некоторые сцены, признаться, как под копирку). Соседи справа так же вслух комментируют динамично развивающийся сюжет девочке лет восьми – что тоже вызывает вопросы, спектакль неслучайно имеет возрастное ограничение 12+. Тем не менее неприличие зрительского поведения и нарастающие амплитуды звука входящих телефонных звонков растворяются в музыкальных интермедиях под фонограмму и, что самое главное, в визге, крике, треске и полной сценической какофонии. Визг – художественная доминанта ивановской премьеры.

Когда Гольдони работал

Когда Гольдони работал над своими комедиями, он ориентировался в первую очередь на актеров, которых знал, на их творческие способности. Так требовала эпоха – эпоха дорежиссерского театра. Замысел «Слуги двух господ» родился у драматурга в 1745 году, пьеса писалась исключительно для одного гения-современника – знаменитого арлекина Антонио Сакки. Commedia dell’arte, жанр глубоко национальный и структурно строгий, подразумевает четкое распределение ролей по системе амплуа, что в свое время значительно сковывало актерское искусство. Сегодня, спустя почти триста лет, проблема «масочности» остается актуальной для многих театральных трупп, особенно провинциальных. Наш драмтеатр – не исключение. Надо отдать должное эксперименту, на который решилась приглашенный режиссер ивановской премьеры Наталья Индейкина: распределение ролей было, конечно, ожидаемым, но большинству актерского состава удалось выйти за рамки привычных (и им самим, и зрителю) амплуа, в которых они «костенели» долгие годы. Классический «пасьянс» масок commedia dell’arte сложился из двух стариков – Панталоне (Андрей Булычёв) и Доктор Ломбарди (Дмитрий Бабашов), двух пар любовников – Беатриче и Флориндо (Елизавета Дубровина и Евгений Новосёлов) и Клариче (Ольга Дружинина) и Сильвио (Алексей Втулов). Сладкие парочки, терзаемые пылким чувством, по закону жанра встречают непреодолимые препятствия на пути к счастливому воссоединению сердец и пышным венецианским свадьбам. Распутать клубок коллизий им помогают двое дзанни (то есть слуг) – собственно Труффальдино (Михаил Богданов) и Бригелла (Евгений Семёнов), а также субретка – Смеральдина (Елена Фролова).

Центр спектакля

Центр спектакля – безусловно, Михаил Богданов. В роли Труффальдино он выкладывается по максимуму, играет полнокровно – очень старается держать стиль итальянского гротеска выпуклыми жестами и решительными движениями, заряжая зал своей актерской энергетикой, комедийной грацией и почти не доходя до неприятной карикатурности. В целом же говорить о режиссерских открытиях и находках, увы, не приходится. Наталья Индейкина, наоборот, сохраняет необъяснимую тягу ивановской сцены к излишней динамичности – любят у нас почему-то побегать. Именно этот глагол. Бег, гонка, прыжки, скачки, кульбиты – всё это вместе – вторая художественная доминанта «Слуги двух господ».

 

Дискуссии в социальных сетях оказались интереснее увиденного – итоги двух премьерных дней обсуждаются живо, бойко и с жаром, с пикантными, подчас агрессивными переходами на личности в духе «не понравилось – сам дурак». Комментарии-отзывы-впечатления растут в геометрической прогрессии. Драмтеатр, к слову, щупает почву локального медиапространства, собирая на премьеры пул лояльных зрителей. Так вот мнения публики диаметрально противоположны – от радикального восторга до категоричного неприятия, полутонам в соцсетях не место. Видимо, не место и на сцене. Золотая середина – где? Ответа на этот вопрос у меня нет. Есть все-таки надежда, что умеренность – художественная, режиссерская, артистическая – еще пропишется на площади Пушкина, дом два.

 

Вот несколько отзывов зрителей в социальных сетях:

Марина Чеснокова: «Это невероятнейший спектакль, который поражает красивыми декорациями, костюмами и, конечно, непревзойденной игрой наших талантливых актеров! На протяжении всей постановки взгляд прикован к сцене, с интересом наблюдаешь, что же будет дальше. В очередной раз убеждаюсь, что наш драматический театр самый лучший!»

Елена Пряхина: «Спектакль предельно скопирован с фильма. До жестов и интонаций. Добавлена львиная доля пошлости и глупых режиссерских находок, типа высмаркивания и попытки утопления в море. Мы ушли в антракт. И нас таких было очень немало, что радует. Плохо, это очень, очень плохо».

Ольга Смирнова: «Лично я следила не столько за действием и не столько смеялась шуткам почти трехсотлетней давности, сколько от души радовалась, видя, что для актеров этот спектакль-буффонада – в удовольствие, что отрывались они на нем! И именно это было для меня важно и ценно. Но всё это, разумеется, при понимании, какой колоссальный труд был вложен, чтобы игра всех и каждого стала казаться такой легкой и слаженной».

Самые читаемые статьи

Виктор Лукьянов

Близко к «Тексту» 

В прокате «Текст» Клима Шипенко по бестселлеру Дмитрия Глуховского – пророчески актуальная криминальная драма о современной России.

Николай Голубев

В Третьяковке художник стал неизвестным

Иваново и Москва обменялись картинами

Константин Соцков

Владимир Шарыпов: «Нужны публичность и честность»

Владимир Шарыпов руководит городом три года. На следующей неделе мэр уже по традиции выступит перед жителями. А сейчас он дал развернутое интервью «Рабочему краю». Говорили не столько о городских проектах, сколько о специфике работы мэра и политическом закулисье.