Жар-птица на лаковой шкатулке и в... балете
В Пермской художественной галерее в рамках Международного Дягилевского фестиваля открылась выставка «Лакированная Россия».
Миниатюры на панно, шкатулках и подносах представляют художественные школы Нижнего Тагила, Жостова, Федоскина, Мстеры, Палеха и Холуя.
В музее отмечают, что у каждого из этих знаменитых центров свои художественные традиции, своя, часто драматическая, история: «За границей их изделия воспринимаются как визитная карточка России. Русские тройки, хороводы и чаепития, Жар-птицы и фантастические узоры создают образ сказочной страны. В отличие от Сергея Дягилева, чьи балеты «Весна священная», «Петрушка», «Жар-птица» знакомили публику со стихией русского характера, образ в лаковой живописи обладает лиризмом и поэтичностью».
Сложная, трудоемкая техника лаковой росписи в немалой степени этому способствует. Над предметом трудится не только живописец, но и мастер, создающий форму из папье-маше, а также полировщик. После того как изделие множество раз побывает в руках каждого из них, оно становится истинной драгоценностью.
«Экспозиция выставки посвящена трем этапам развития лаковой живописи: дореволюционному, советскому и современному. Работы разных периодов и промыслов объединены общим художественным языком, но при этом обладают своим узнаваемым стилем. Палехские лаковые миниатюры отличаются глубоким черным фоном и вытянутыми пропорциями фигур. Для холуйской школы характерна синевато-зеленая, коричнево-оранжевая цветовая гамма и подробная разработка сюжета», - говорят искусствоведы.
На выставке представят несколько государственных, частных и производственных коллекций. Это, к примеру, редкие изделия дореволюционного периода подмосковных фабрик Лукутиных и Вишняковых. Особой же гордостью Пермской галереи является собрание миниатюры палехских художников 1920-х годов - времени, когда бывшие иконописцы создавали это уникальное искусство. Большую помощь в организации выставки оказал фонд «Артель. Палех».
К слову, о балете «Жар-птица». Костюмы, которые благодаря ритмичному повторению цветовых узоров удачно подчеркивали движения актера и динамику танца, для знаменитого спектакля делал Леон Бакст. В историю живописи он вошел как великий театральный художник. Это у него в свое время учился Марк Шагал. А сейчас наследие Бакста вдохновляет на творческие эксперименты художников нашего региона.