БАННЕР
Леонид Кияшко

Сегодня закончился земной путь великого русского художника Ильи Глазунова. Вспоминаем его молодые годы, проведенные в Плесе и Кинешме, а так же знаковую для нашего региона выставку в Иванове.

Наследие мастера составляют больше шести тысяч монументальных картин, портретов, а также пейзажей, в числе которых легко узнать и те, что Илья Глазунов запечатлел в волжских городах нашего края. В галерее художника в Москве, к слову, полотна этого периода собраны в одном зале вместе с другими его ранними работами.

«Исаак Левитан - наш гений. Я совсем еще молодым ездил в Плес, жил там, чтобы приобщиться к духу Левитана, дрожанию березок...» - цитирует художника «Комсомолка», вспоминая его раннее творчество.

Плес. Церковь

Студенческую практику он проводил в том числе в Васильсурске на Волге, Плесе и Угличе. Пейзажи городов, стоящих на великой русской реки, и портреты волгарей наставники художники не принимали. Они не отвечали принципам соцреализма, а для произведений искусства, как и самого художника, эти слова звучали почти как приговор.

Плес. Вечер

«В те годы он совершил поездки по Волге, - читаем мы в книге «Глазунов», вышедшей в серии «Великие художники». - Из Плеса и Углича, Кинешмы, Старой Ладоги, Канева, Луги художник неизменно привозил много этюдов, стремясь в своих острых и виртуозных рисунках передать очарование тихих провинциальных городов. Он показывал яркие краски лета на пыльной дороге, ведущей к старому храму («Плес. Церковь», 1950), и зарисовывал фигуры девушек, освещенных солнцем, познавая таким образом, как Серов, причудливую игру подвижных рефлексов пленэра».

Плес

Характеры и образы местных жителе, запечатленные юношей, были... нехарактерными для эпохи. Это мальчик-пастушок, повидавшая многое на своем веку старуха, обитателей цыганского табора, которых мы видим на таких произведениях, как «Углич. Мальчик в тужурке» (1948), «Кинешма» (1950), «Женщина из Плеса на Волге» (1952).

Женщина из Плеса на Волге

«Преподаватели подвергали Глазунова критике за эти работы, ведь в советском учебном заведении тех лет необходимо было изображать «жизнь в ее революционном развитии», согласно идеологии соцреализма: ударников производства, парады и новое счастливое общество. А молодой художник видел поэзию в старых церквях и провинциальных приволжских деревнях», - читаем мы в той же книге.

На Волге. Кинешма

Пройдут годы и картинами этого периода, как и другими полотнами талантливого художника, будут восторгаться. О выставке художника Ильи Глазунова, проходившей в Иванове почти сорок лет назад, городское культурное сообщество вспоминает до сих пор. И, когда в художественном музее случается большой на плыв посетителей, кто-нибудь да обронит фразу: «Народу, как на Глазунова!». Выставка действительно была знаковой. А рабкраевцам повезло пообщаться с заслуженным деятелем искусств РСФСР лично, о чем свидетельствует заметка от 18 января 1979 года. Мы рассказывали о ней в День печати.

В Иванове, к слову, художник должен был оказаться значительно раньше.
- При окончании Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в 1957 году мне поставили «тройку», - вспоминал он . - Вначале отправили в Ижевск, а потом в Иваново преподавать рисунок, черчение и тригонометрию в ремесленном училище (точнее - в Ивановском химико-технологическом техникуме, как поясняет литературный редактор "Рабочего края" Аркадий Романов). Но там я оказался не нужен. Мне дали «отказку». Начальник, помню, мне сказал: «Вот явился, ссыльный... нет, у нас все места заняты, все учителя есть, я тебе любую справку дам, а ты уматывай куда хочешь». Так меня приютили в Москве. 
 
Аркадий Иванович вспоминает, что на пресс-конференции для ивановских журналистов Глазунов сказал о своей любви к «русскому Манчестеру»:
- Потом начался ажиотаж, какого в городе не было и, видимо, больше не будет. Началось столпотворение. "Тут уже, - как писал Дмитрий Губин, - появились откуда-то непонятные свитерастые бородатые молодые люди, с видом знатоков утверждавшие, что выставляется Глазунов вовсе не по приглашению областного отдела культуры (как сообщала пресса), а потому, что в Москве его персональную выставку зарубил секретарь Академии художеств". Выставка в Манеже прошла сразу после ивановской.

Самые читаемые новости

Людмила Павловская

«Бесконечный» день рождения

Центр «Танцы+» отметил восьмилетие

Леонид Кияшко

За лучшую кормушку для птиц снова дадут планшет

В регионе стартовал традиционный экологический конкурс