Василий ЦВЕТКОВ: «Самая большая беда - равнодушие»
Василия Алексеевича хорошо знают и в Иванове и в области. Он общественник, работал в разных организациях, на разных должностях. Но самое главное, он человек неравнодушный, основная цель которого - помощь людям. Поэтому большинству он известен все же как председатель Ивановской областной общественной организации по защите прав потребителей. Сегодня этот удивительный человек в гостях у «Рабочего края».
- Василий Алексеевич, как все начиналось?
- Наша организация работает с 1994 года - более 20 лет. Местом, где зародилось наше движение, была городская комиссия Совета народных депутатов. Тогда новые веяния шли из-за рубежа. Еще в Советском Союзе появилась первая редакция закона «О защите прав потребителей». Позднее, уже в России, закон совершенствовался, в него вносились поправки и дополнения, и на сегодняшний день это один из лучших законов в мировой практике.
Кроме того, наработана большая судебная практика. Закон дает возможность защитить себя, но надо знать, как это сделать.
- То есть ваша организация оказывает в основном консультационную помощь?
- Да. За годы работы мы оказали помощь десяткам тысяч ивановцев. Со мной здороваются на улице, приходят дети тех, кому мы оказали помощь ранее. Меня это радует. Это значит, жизнь проходит не зря.
В нашей организации мы ведем ежедневный прием граждан. Нас поддержали промышленники и предприниматели, у нас есть пост по защите прав потребителей в «Серебряном городе».
К нам обращаются и предприниматели, и обычные граждане.
- Как вы думаете, какие причины побуждают людей обращаться в вашу организацию?
- 80% людей, которые к нам обращаются, обижены на то, что их оскорбили, не поговорили по-человечески. И вот эта сторона вопроса, когда с человеком надо просто поговорить, сесть, улыбнуться, постараться вместе найти выход. Мы же смотрим зарубежные фильмы. Заметили, там все улыбаются. Если какой клерк грубо относится к людям, без улыбки, без внимания, его не держат на работе. Это надо перенять к нам! Все работающие в сфере услуг должны хорошо относиться к потребителям, объяснять, быть терпеливыми. Ведь наши люди очень отзывчивы, и половину вопросов и конфликтов, которые возникают, можно решить в добровольном порядке.
Именно кадры, внимание, отношение к людям решают все.
Возможно, причина отчасти и в том, что у нас нет оценки морального вреда. Например, на Западе часто встречается такая практика: например, даме подали горячий кофе в автомобиль, а чашка при этом опрокинулась ей на ноги. В результате ей возмещают моральный вред в сумме двух тысяч долларов. У нас этого пока нет.
С какими вопросами к вам чаще всего обращаются?
- Если раньше, в 90-е, главные жалобы шли на обвесы, обсчеты, обмеры, то сейчас – на товары и услуги. Это, как правило, сложная бытовая техника: средства связи, стиральные машины, пылесосы, автомобили, ну и, конечно, планшеты и компьютеры. Часто люди просто не знают, как себя вести. Допустим, они ошиблись, купив этот товар: разнообразие на рынке настолько велико, что порой очень сложно сориентироваться. Можно ли его сдать? Даже если он качественный?
- Можно?
- Можно. Есть список товаров, которые подлежат сдаче в течение двух недель при наличии чека. Но даже если чека нет, при наличии свидетельских показаний это тоже возможно.
А есть список товаров, которые сдать нельзя. Значит, тут мы ищем другие варианты решения проблемы. Такая возможность тоже есть - например, когда о товаре не предоставляют полную и достоверную информацию. Например, в телефоне нет функции определения вызова, некоторых функций связи и так далее. Вот если в паспорте есть, а в самом аппарате нет, то его тоже можно сдать за непредставление полной информации. Или, например, часто бывает, что завозят товар из-за границы, а перевода на русский язык нет. А без этого реализовывать товар в Российской Федерации нельзя. Словом, вариантов решения проблем множество и в каждой ситуации надо разбираться индивидуально.
- В современном обществе есть такое понятие, как профессиональный потребитель. Кто это?
- Совершенно верно. К покупке надо готовиться. Сейчас настолько велик объем предложений, что необходимо заранее узнать, в какую фирму обратиться, какие услуги по этому направлению должны быть предоставлены, за какую цену. С появлением выбора появились и новые проблемы, незнакомые покупателям советской эпохи.
- В последние годы пошла мода на сомнительные салоны красоты. Обращаются ли к вам женщины, пострадавшие от недобросовестных предпринимателей?
- Да, к сожалению, пострадавших тысячи. В Иванове по этому профилю работало несколько фирм. Они обзванивали клиентов, очень навязчиво предлагали свои услуги. Люди приходили. Им навязывали совершенно непроверенную и нелицензированную косметику. Подкреплялось это мощной рекламой по ТВ, когда ведущие артисты театра и кино рассказывали с экрана, насколько действенна эта косметика. Неудивительно, что люди верили. А последствия были разные. В лучшем случае - отсутствие должного эффекта. В худшем - нелицензированные непроверенные препараты наносили существенный вред здоровью. Сейчас эти фирмы сошли с рынка. Остались ворох исков от обманутых граждан.
Но появилось новое веяние - клиники здоровья, которые обещают в кредит вылечить своих пациентов. Единственный результат от такого лечения - как правило, кредитный договор на 150-200 тысяч, который выплатить с зарплатой в 12-15 тысяч очень трудно.
- Что бы вы посоветовали ивановцам?
- Не быть доверчивыми. Внимательно читать условия договора, не совершать импульсивных покупок и действий. И лучше прийти проконсультироваться к нам заранее, чем после того, как неприятность уже произошла.
***
Организация работает два десятилетия и накопила громадный опыт по защите прав потребителей. Это и правоприменительная практика, и досудебная практика, и досудебное решение проблем между продавцом и потребителем. Спектр решаемых проблем широк: от консультации до проведения экспертизы и подготовки иска в суд.