Начался капитальный ремонт участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
На цену полиса повлияет пол водителя 

В СМИ появились сообщения, что женщины-водители за полис ОСАГО будут платить больше. Не потому, что они безответственные нарушители, недисциплинированны, часто попадают в аварии или неопытны на дорогах, а потому что женщины. Скажите, бред?

Многие компании уже начали указывать в качестве фактора, влияющего на стоимость полиса, пол страхователя. Согласно новому закону, при расчете полиса страховщики имеют право самостоятельно выбирать критерии аварийности. Например, у водителя могут запросить данные о правовом статусе, семейном положении, регионе выдачи документов, удостоверяющих личность, регионе преимущественного использования авто и так далее.

При этом Банк России, как регулятор, определил перечень, по которым нельзя вводить дифференциацию: 

– национальная и расовая принадлежность;

– принадлежность к тем или иным объединениям и партиям;

– занятие определенного должностного положения;

– отношение к вероисповеданию и религии. 

Да, гендерных различий в этом списке нет, и страховщики сразу сообразили: что не запрещено, то разрешено. И вот уже на сайтах как минимум трех ведущих компаний рынка автострахования пол водителя, как критерий, меняющий стоимость полиса, указан. Это «Альфастрахование», «Ингосстраха» и «Ресо-Гарантия».

В ГИБДД Ивановской области не ведут статистику ДТП по половому признаку. Но в пресс-службе ведомства с уверенностью сообщили: женщины гораздо реже попадают в ДТП с тяжкими последствиями, обычно – в легкие, с незначительным ущербом. Может быть, в критической ситуации они медленнее реагируют, но в целом автоледи более осторожны, дисциплинированны и ответственны. И это факт, который признают инспекторы-мужчины. 

Уже учитывается

В «РЕСО-Гарантии» по телефону мне подтвердили информацию о расчете итоговой стоимости ОСАГО в зависимости от пола, заметив, что для мужчин он не является повышающим фактором. Правда, девушка-агент (видимо, не автоледи) заметила, что «пол при расчете будет учитываться только в совокупности с другими факторами, а графа в анкете появилась потому, что один и тот же автомобиль мужчины и женщины водят по-разному».

В «Ингосстрахе» заявили, что не делят клиентов по гендерному признаку, но признали, что готовы предоставить женщинам скидку за более аккуратное вождение и безаварийную езду. 

В «Альфастраховании» тоже не стали заморачиваться и растолковывать мне, почему в числе прочих критериев так важен пол страхователя. Пояснили лишь, что «для расчета стоимости полиса в их компании используются исключительно те факторы, которые разрешены Центробанком, а пол в списке недопустимых не содержится». 

«Действительно, страховые компании могут разделять клиентов на высоко- и низкорискованных, – комментирует заместитель управляющего ивановским отделением Банка России Алексей Сергиевский. – Факторы могут быть любыми, но они должны быть основаны на статистике страховщика по количеству аварий и размерам выплат для водителей и автомобилей с разными характеристиками. Более того, мы ожидаем, что такой перечень факторов в рамках конкурентной борьбы за низко рискованного клиента будет обновляться и уточняться. Но дискриминация по половому признаку в России запрещена Конституцией. Если будут реальные факты такого поведения со стороны страховых компаний, обязательно нужно жаловаться в Банк России. Проще и быстрее это сделать в разделе «Интернет-приемная» на сайте cbr.ru. Мегарегулятор еще раз готов вернуться к этому вопросу».

Вот и подумаю теперь, какую страховую компанию для оформления ОСАГО выбрать. А если все страховщики сговорятся и выбора у женщин не останется? Алексей Сергиевский заверяет: «Все страховщики обязаны опубликовать у себя полные списки факторов, которые влияют на ее базовые тарифы, и, кстати, калькулятор для расчета стоимости полиса тоже. Это позволит Центробанку контролировать правильность расчета страховщиками страховых тарифов в части установления факторов и реагировать на обращения граждан».

 

МНЕНИЯ

Наталья Коникова, специалист по качеству:

«Я дисциплинированный водитель – никаких нареканий, штрафов и ДТП. Когда начали реформу ОСАГО, говорили, что это нужно для стимулирования безопасного движения. Ездишь аккуратно – платишь за полис меньше. С этим все соглашаются. А что это за гендерный подход? При чем тут пол водителя? Откуда у страховщиков информация, что женщина – более аварийный водитель? Из анекдотов? Хорошенький источник для серьезных выводов. Давайте тогда повысим тариф всем тещам. Пусть только попробуют насчитать мне полис дороже по причине того, что я женщина. Если это выявится – буду подавать в суд».

 

Максим Малков, программный менеджер:

«Я слышал, что, возможно, для женщин ОСАГО будет дороже, но не поверил. А тут приятель в Москве со своей девушкой покупали полис на две машины, при совершенно одинаковых условиях (отсутствие штрафов, стаж, мощность машины, регион). И у него на 800 рублей вышло дешевле. Сначала не поняли, а потом спросили у агента, он так и объяснил: женщины ездят опаснее. Мы, конечно, в своей компании, бывает, посмеиваемся над нашими «водителями-блондинками»: они с трудом паркуются, медленно соображают, перестраиваясь в другой ряд, или вообще, встают в ступор, если надо поменять колесо. Но на самом деле это же осторожность – тише едешь, дальше будешь. По идее, ОСАГО для девушек должно быть дешевле». 

 

Антонина Камышева, предприниматель:

«Дискриминация по половому признаку – это недопустимо. Меня прежде всего возмущает непрозрачность в процессе начисления тарифа. Скажем, налогообложение – за что налог, из чего складывается его величина, штрафы и пени – всё понятно. Должна быть единая формула, по которой рассчитывается цена полиса ОСАГО. Почему в разных компаниях она получается разной. Одни страховщики одно учитывают, другие – совсем другое. Для кого-то пол водителя важен, для других – его семейное положение. Я, как предприниматель, понимаю, что все стремятся получать прибыль и снижать свои риски. Но кто придумал для страховых эти факторы, влияющие на риски ДТП? Они сами? Наверное, государство должно это регулировать, то есть определить единые и понятные для всех условия, а не давать всё на откуп бизнесу. Это не та сфера, где рынок сам всё отрегулирует».

 

Александра Кузьмина, декоратор:

«Мне кажется, страховщики скрывают реальную информацию о тарифах. Так ведь можно до чего угодно дойти и оправдать любое повышение цены полиса. Например, учитывать цвет волос водителя, потому что брюнетки расторопнее блондинок (или наоборот). Вот зачем это сейчас делать, когда и так всё очень тревожно из-за коронавируса? Если не прекратить это, будет еще большая напряженность в обществе». 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам