Проект признан одной из лучших социальных практик страны
Открытие фотовыставки «Другая Цветаева», а также показы хореографического перформанса «Босоножки» прошли 20 ноября в Республике Беларусь
Со стопроцентным результатом юные «тигрицы» заняли первое место в группе
Таких классов в России всего 80
23 ноября на 88 году жизни ушла из жизни Татьяна Николаевна Милованова, учитель истории, ветеран педагогического труда, житель блокадного Ленинграда.
Уличное искусство, давно уже включающее не только рисунки и надписи, оставленные на стенах неизвестными художниками, но и плакаты, а также скульптурные инсталляции, все еще кажется нам чем-то новым.

А ведь у современного стрит-арта можно найти немало общего  с... советским монументально-декоративным искусством. Граффити, к примеру, чем-то похожи на коммунистические мозаики.

Свою роль в композиции сейчас, как и тогда, играют каждая мелочь, тень, цвет, линия. Есть, разумеется, и отличия. Причем существенные. В стрит-арте художник не пытается присвоить территорию - он вовлекает зрителя в диалог. В монументальной мозаике этого, к сожалению, нет. Сюжеты насквозь пропитаны идеологией. Но ценность уличного искусства от этого не становится меньшей. В этом убеждает и сетевой путеводитель известного в городе фотографа Андрея Сафонова, который он назвал «Социалистическое граффити города Иваново».

Маршрут для «Прогулок по городу»

О том, что попало в его объектив, Андрей  рассказывает на страницах «Живого Журнала». К произведениям искусства относит, конечно, не все. Что-то сродни элементарному «Здесь был Вася», а что-то созвучно с безумно модными и невероятно дорогими граффити Бэнкси. И нужно торопиться, чтобы все это увидеть, ведь годы берут свое...

«Надо честно признать, что исчезло многое, - говорит фотограф. - Не осталось росписей краской по стенам и навесным фанерным панелям, многочисленных некогда лозунгов... Но кое-что сохранилось». Это кое-что увлеченный темой исследователь искал, оседлав велосипед и взяв в руки «Кодак». Ограничился тем, что снимал наружные стены. Решил так потому, что  обзор внутренней росписи займет уйму времени на поиск и разрешение на съемку, хотя и эту работу необходимо кому-то провести в самое ближайшее время (потому что нынешние собственники зданий расправляются с такой росписью на раз-два). Самостоятельно фотограф определял и уникальность той или иной мозаики или надписи, а потому не претендует на всеобъемлющий охват. Он будет рад подсказкам и уточнениям. А пока, смеем уверить, что это лучший каталог по советскому стрит-арту. (Жаль, что по нему не выстроили «Прогулку по городу»).

Суровый «отец» и «владыка мира»

Свою экскурсию автор начинает у художественного училища имени Марка Малютина. Программная мозаика со словами «Искусство принадлежит народу» находится сейчас в довольно плачевном состоянии.

 

Лучше выглядит мозаичное панно «Героям революции», встречающее и немало удивляющее посетителей «Текстиль-профи». Не все приезжающие на шопинг знают, что здесь был прядильный корпус фабрики «Красная Талка» и что на портретах вполне реальные личности: Фрунзе, известный по кличке «Арсений», Афанасьев, которого звали «Отцом», Дунаев («Дядя») и («Мария Ивановна») Варенцова.  Это работа народного художника России Марка Малютина и заслуженного художника РСФСР Евгения Грибова.

 

На потомков революционеры смотрят сурово. «Впрочем, как вы убедитесь далее, суровость лиц является отличительной чертой практически всех мозаик этого периода», - отмечает составитель каталога.

«Отца» он вновь встречает на одном из двух грандиозных панно двух зданий Вокзальной площади (в одном располагается офис почтовиков, в другом - руководства железной дороги). Авторы монументального творения - все те же Малютин и Грибов. «Кондиционер на мозаике неуместен и реально бесит. Впрочем, судя по рекламе на баннере, принадлежит он спецсвязистам, которые, видимо, считают, что им можно все», - отмечает Андрей Сафонов.

 

На площади Революции его встречает лозунг «Владыка мира - труд!»: «Именно эта надпись еще лет 20 назад украшала стену, выходящую на ул. 10-го Августа. Буквы давно сдали в утиль вместе с идеалами ушедшей эпохи, а вывески на пристроенном к дому павильоне красноречиво указывают на то, что же в реальности правит миром».

 

Советский... Стив Джобс

Корпус «В» энергоуниверситета украшают сразу несколько мозаик. «...Они сохранились они достаточно хорошо и не пострадали при недавнем обновлении фасада, - констатирует наш гид. - На них изображены великие ученые различных эпох. Узнавать, кто есть кто, - хорошая разминка для памяти!». Под снимками он пишет: «Это Архимед», «Человечек внизу, скорее всего, Фалес», «Слева Галилей, справа - Ньютон. Почему-то с яблоком вместо сердца. Ели бы у Ньютона тоже была борода, нынешние студенты вполне могли бы спутать его со Стивом Джобсом». Нетрудно узнать Лобачевского, Эйнштейна, Ломоносова, Попова, Циолковского и Королева. Внутри есть и панно с Кржижановским.

 

Неплохо сохранилась мозаика на здании Института развития образования. На ней пионеры, ракеты, планеты. Примерно такой же сюжет можно пока увидеть и на стене магазина «Умелые руки» на ул. Войкова. «Про лица вы уже всё давно поняли. Исключений нет даже для детей, - отмечает фотограф суровость персонажей. - Самый улыбчивый здесь робот». Человекоподобный, кстати, андроид.

В неплохом состоянии мозаики у «Россельхозбанка» на ул. Суворова, у жилого дома № 42 на ул. 3-го Интернационала и на стеле Ивановской домостроительной компании. На стеле «Дружба народов» у кинотеатра «Лодзь» наш герой отмечает резьбу по штукатурке, но... «В учебнике «История края. Иваново: прошлое и настоящее» она отнесена к мозаичным композициям». В советские годы делегации из польского города-побратима были привычным делом, а стела служила наглядным представлением о загранице. Андрей Сафонов вспоминает, как он первый раз оказался за рубежом: «...Местные постоянно спрашивали, что у меня с лицом и чем я недоволен. Да все нормально было у меня с лицом, и всем был очень доволен. Просто значительная часть моего детства прошла в кинотеатре «Лодзь», и по данной стеле я получал представление о том, как нужно вести себя с иностранцами». К слову, о стеле. Слева она расписана словом «мир» на разных языках. Наш экскурсовод по монументальному прошлому города не поленился и... «проверил все гугл-переводчиком». С авторами композиции он не во всем согласен...

 

Комсомолец... Айвенго

После первой публикации «велосипедно-фотографического исследования», посвященного советскому стрит-арту, Андрей Сафонов добавил в перечень еще четыре объекта. Это панно «Ленинский комсомол» у фабрики «Айвенго» и «Гончар» - у завода керамических изделий на Некрасова, 15. Две другие композиции - в детских садах № 33 и 184, относившихся когда-то к меланжевому комбинату. Всего получилось шестнадцать объектов. «Не исключены новые находки на закрытых для посторонних территориях, типа воинских частей и режимных предприятий. Буду искренне благодарен за любую дополнительную информацию», - говорит автор исследования.

 

Отдельная глава посвящена мозаикам «хрущевок», ведущих свою родословную, как напоминает Андрей Сафонов, «от одного французского панельного дома, очень приглянувшегося советским руководителям. Однако по личному указанию Никиты Сергеевича у наших домов отсутствовали какие-либо украшающие элементы... В результате здания получались однотипными и неинтересными: похожие как две капли воды серые коробки». Спустя некоторое время их стали украшать декоративными панно.

Дорога из ситцев до самой Луны

В Иванове есть семь пятиэтажек, отличающихся от других своим оформлением. Но эти мозаики заранее собирали на комбинатах. На ул. Колесанова, 3, - композиция «50 лет Октябрю», на Садовой, 9, - «Вся власть - Советам!», на Лежневской, 44, - «Спутник», на Ташкентской, 63, - «Танцующие девушки», на пр. Строителей, 68, - «Цветы», у дома № 78 - «Миру - мир!», а у 86-го - «Космическое будущее ивановского текстиля». «Девушка растягивает рулоны ивановских тканей, которых в советские годы производилось столько, что ими запросто можно было бы выложить дорожку до Луны. Заслуживает особого внимания длина рук ткачихи - до революции она без проблем устроилась бы на телефонную станцию!» - пишет фотограф и отмечает, что эти «милые и немного наивные мозаики» не находятся под какой-либо защитой со стороны государства. «Остается надеяться, что жильцам квартир не придет в голову ставить посреди них кондиционеры. Хотя заштукатурить для утепления стены, конечно, могут».

 

«Очевидно, что большинство... композиций являются произведениями искусства социалистической эпохи и ярким украшением города, некоторые из них несут историческую и образовательную нагрузку. Почти все они требуют реставрации. Часть находится под угрозой уничтожения. Но ни одной из них мне не удалось обнаружить в Перечне объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа Иваново. Поэтому горожанам остается только надеяться на бережное к ним отношение со стороны нынешних владельцев недвижимости, наружные стены которой они украшают».

Андрей Сафонов, «Социалистическое  граффити города Иванова»

Фото: Андрей Сафонов

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Четыре цифры до беды

Опять звонят мошенники, и опять люди попадаются на их уловки. Но причем здесь банки и на чьей они стороне?

«Читать» кончиками пальцев

Как быть, если у ребенка слабое зрение или он не видит вовсе? Как помочь ему познать мир ярких эмоций?

Самое щедрое дарение в истории музея

Коллекция Ивановского художественного музея пополнилась шестью картинами XIX века

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам