Стрит-арт с серпом и молотом
А ведь у современного стрит-арта можно найти немало общего с... советским монументально-декоративным искусством. Граффити, к примеру, чем-то похожи на коммунистические мозаики.
Свою роль в композиции сейчас, как и тогда, играют каждая мелочь, тень, цвет, линия. Есть, разумеется, и отличия. Причем существенные. В стрит-арте художник не пытается присвоить территорию - он вовлекает зрителя в диалог. В монументальной мозаике этого, к сожалению, нет. Сюжеты насквозь пропитаны идеологией. Но ценность уличного искусства от этого не становится меньшей. В этом убеждает и сетевой путеводитель известного в городе фотографа Андрея Сафонова, который он назвал «Социалистическое граффити города Иваново».
Маршрут для «Прогулок по городу»
О том, что попало в его объектив, Андрей рассказывает на страницах «Живого Журнала». К произведениям искусства относит, конечно, не все. Что-то сродни элементарному «Здесь был Вася», а что-то созвучно с безумно модными и невероятно дорогими граффити Бэнкси. И нужно торопиться, чтобы все это увидеть, ведь годы берут свое...
«Надо честно признать, что исчезло многое, - говорит фотограф. - Не осталось росписей краской по стенам и навесным фанерным панелям, многочисленных некогда лозунгов... Но кое-что сохранилось». Это кое-что увлеченный темой исследователь искал, оседлав велосипед и взяв в руки «Кодак». Ограничился тем, что снимал наружные стены. Решил так потому, что обзор внутренней росписи займет уйму времени на поиск и разрешение на съемку, хотя и эту работу необходимо кому-то провести в самое ближайшее время (потому что нынешние собственники зданий расправляются с такой росписью на раз-два). Самостоятельно фотограф определял и уникальность той или иной мозаики или надписи, а потому не претендует на всеобъемлющий охват. Он будет рад подсказкам и уточнениям. А пока, смеем уверить, что это лучший каталог по советскому стрит-арту. (Жаль, что по нему не выстроили «Прогулку по городу»).
Суровый «отец» и «владыка мира»
Свою экскурсию автор начинает у художественного училища имени Марка Малютина. Программная мозаика со словами «Искусство принадлежит народу» находится сейчас в довольно плачевном состоянии.
Лучше выглядит мозаичное панно «Героям революции», встречающее и немало удивляющее посетителей «Текстиль-профи». Не все приезжающие на шопинг знают, что здесь был прядильный корпус фабрики «Красная Талка» и что на портретах вполне реальные личности: Фрунзе, известный по кличке «Арсений», Афанасьев, которого звали «Отцом», Дунаев («Дядя») и («Мария Ивановна») Варенцова. Это работа народного художника России Марка Малютина и заслуженного художника РСФСР Евгения Грибова.
На потомков революционеры смотрят сурово. «Впрочем, как вы убедитесь далее, суровость лиц является отличительной чертой практически всех мозаик этого периода», - отмечает составитель каталога.
«Отца» он вновь встречает на одном из двух грандиозных панно двух зданий Вокзальной площади (в одном располагается офис почтовиков, в другом - руководства железной дороги). Авторы монументального творения - все те же Малютин и Грибов. «Кондиционер на мозаике неуместен и реально бесит. Впрочем, судя по рекламе на баннере, принадлежит он спецсвязистам, которые, видимо, считают, что им можно все», - отмечает Андрей Сафонов.
На площади Революции его встречает лозунг «Владыка мира - труд!»: «Именно эта надпись еще лет 20 назад украшала стену, выходящую на ул. 10-го Августа. Буквы давно сдали в утиль вместе с идеалами ушедшей эпохи, а вывески на пристроенном к дому павильоне красноречиво указывают на то, что же в реальности правит миром».
Советский... Стив Джобс
Корпус «В» энергоуниверситета украшают сразу несколько мозаик. «...Они сохранились они достаточно хорошо и не пострадали при недавнем обновлении фасада, - констатирует наш гид. - На них изображены великие ученые различных эпох. Узнавать, кто есть кто, - хорошая разминка для памяти!». Под снимками он пишет: «Это Архимед», «Человечек внизу, скорее всего, Фалес», «Слева Галилей, справа - Ньютон. Почему-то с яблоком вместо сердца. Ели бы у Ньютона тоже была борода, нынешние студенты вполне могли бы спутать его со Стивом Джобсом». Нетрудно узнать Лобачевского, Эйнштейна, Ломоносова, Попова, Циолковского и Королева. Внутри есть и панно с Кржижановским.
Неплохо сохранилась мозаика на здании Института развития образования. На ней пионеры, ракеты, планеты. Примерно такой же сюжет можно пока увидеть и на стене магазина «Умелые руки» на ул. Войкова. «Про лица вы уже всё давно поняли. Исключений нет даже для детей, - отмечает фотограф суровость персонажей. - Самый улыбчивый здесь робот». Человекоподобный, кстати, андроид.
В неплохом состоянии мозаики у «Россельхозбанка» на ул. Суворова, у жилого дома № 42 на ул. 3-го Интернационала и на стеле Ивановской домостроительной компании. На стеле «Дружба народов» у кинотеатра «Лодзь» наш герой отмечает резьбу по штукатурке, но... «В учебнике «История края. Иваново: прошлое и настоящее» она отнесена к мозаичным композициям». В советские годы делегации из польского города-побратима были привычным делом, а стела служила наглядным представлением о загранице. Андрей Сафонов вспоминает, как он первый раз оказался за рубежом: «...Местные постоянно спрашивали, что у меня с лицом и чем я недоволен. Да все нормально было у меня с лицом, и всем был очень доволен. Просто значительная часть моего детства прошла в кинотеатре «Лодзь», и по данной стеле я получал представление о том, как нужно вести себя с иностранцами». К слову, о стеле. Слева она расписана словом «мир» на разных языках. Наш экскурсовод по монументальному прошлому города не поленился и... «проверил все гугл-переводчиком». С авторами композиции он не во всем согласен...
Комсомолец... Айвенго
После первой публикации «велосипедно-фотографического исследования», посвященного советскому стрит-арту, Андрей Сафонов добавил в перечень еще четыре объекта. Это панно «Ленинский комсомол» у фабрики «Айвенго» и «Гончар» - у завода керамических изделий на Некрасова, 15. Две другие композиции - в детских садах № 33 и 184, относившихся когда-то к меланжевому комбинату. Всего получилось шестнадцать объектов. «Не исключены новые находки на закрытых для посторонних территориях, типа воинских частей и режимных предприятий. Буду искренне благодарен за любую дополнительную информацию», - говорит автор исследования.
Отдельная глава посвящена мозаикам «хрущевок», ведущих свою родословную, как напоминает Андрей Сафонов, «от одного французского панельного дома, очень приглянувшегося советским руководителям. Однако по личному указанию Никиты Сергеевича у наших домов отсутствовали какие-либо украшающие элементы... В результате здания получались однотипными и неинтересными: похожие как две капли воды серые коробки». Спустя некоторое время их стали украшать декоративными панно.
Дорога из ситцев до самой Луны
В Иванове есть семь пятиэтажек, отличающихся от других своим оформлением. Но эти мозаики заранее собирали на комбинатах. На ул. Колесанова, 3, - композиция «50 лет Октябрю», на Садовой, 9, - «Вся власть - Советам!», на Лежневской, 44, - «Спутник», на Ташкентской, 63, - «Танцующие девушки», на пр. Строителей, 68, - «Цветы», у дома № 78 - «Миру - мир!», а у 86-го - «Космическое будущее ивановского текстиля». «Девушка растягивает рулоны ивановских тканей, которых в советские годы производилось столько, что ими запросто можно было бы выложить дорожку до Луны. Заслуживает особого внимания длина рук ткачихи - до революции она без проблем устроилась бы на телефонную станцию!» - пишет фотограф и отмечает, что эти «милые и немного наивные мозаики» не находятся под какой-либо защитой со стороны государства. «Остается надеяться, что жильцам квартир не придет в голову ставить посреди них кондиционеры. Хотя заштукатурить для утепления стены, конечно, могут».
«Очевидно, что большинство... композиций являются произведениями искусства социалистической эпохи и ярким украшением города, некоторые из них несут историческую и образовательную нагрузку. Почти все они требуют реставрации. Часть находится под угрозой уничтожения. Но ни одной из них мне не удалось обнаружить в Перечне объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа Иваново. Поэтому горожанам остается только надеяться на бережное к ним отношение со стороны нынешних владельцев недвижимости, наружные стены которой они украшают».
Андрей Сафонов, «Социалистическое граффити города Иванова»
Фото: Андрей Сафонов